“Российский президент Владимир Путин когда-то назвал распад СССР “геополитической катастрофой”. Но политический мыслитель, который сегодня оказывает наибольшее влияние на путинскую Россию, – это не основатель коммунистической системы Владимир Ленин, а Иван Ильин, пророк русского фашизма”, – пишет в своей статье в The New York Times американский историк Тимоти Снайдер.
По мнению автора, “идеи Ильина обрели новую жизнь в путинской России. После 1991 года его книги были переизданы крупными тиражами. Президент Путин начал цитировать его в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию”.
“Ильин считал, что индивидуальность – это зло”, – пишет Снайдер.
“По мнению Ильина, предназначение политики в том, чтобы преодолеть индивидуальность и сформировать “живую тотальность” нации. В своих работах 20-30-х годов ХХ века после высылки из СССР, когда он стал одним из ведущих идеологов-эмигрантов для антикоммунистически настроенных “русских белых”, Ильин видел в Муссолини и Гитлере образцовых лидеров, которые спасали Европу посредством ликвидации демократии. Его статья 1927 года “О русском фашизме” была адресована “моим белым братьям, фашистам”. Позднее, в 40-50-е годы он набросал эскиз конституции фашистской Святой Руси, которой управлял бы “национальный диктатор”, “вдохновленный духом тотальности”, – пишет автор.
Выборы в таком государстве “проводились бы чисто как ритуал в поддержку лидера”, добавляет он.
Снайдер полагает: “В свете реабилитации Ильина как ведущего идеолога России те манипуляции, которые Москва осуществляет на выборах, должны рассматриваться не столько как неудача с внедрением демократии, сколько как подрыв самой концепции демократии”.
По мнению автора, Путин полагался на авторитет Ильина “от своего возвращения к власти в 2012 году до своего решения вмешаться в события в Украине в 2013 году и аннексии украинской территории в 2014-м”.
Автор отмечает, что российские лидеры стремятся не только выхолостить идею демократии в своей стране, но и “дискредитировать демократию за рубежом, в том числе, в нынешнем году в США. Вмешательства России в наши президентские выборы – это не только приспособленческая поддержка предпочтительного кандидата – Дональда Дж. Трампа, одобряющего внешнюю политику России. Это также логичное продолжение новой идеологии: демократия – способ не смены руководства в своей стране, а ослабления врагов за границей”.
“Если демократия – всего лишь приглашение к иноземному влиянию, то взлом электронной почты иностранной партии – самый естественный на свете поступок. Если гражданское общество – всего лишь упадническая уязвимость загнивающего общества к иноземному влиянию, то беспрестанный троллинг в прессе, очевидно, уместен. Если, как писал Ильин, “арифметическое понимание политики” вредно, то вмешательство цифровыми средствами в зарубежные выборы – самое оно”, – пишет автор.
“Если демократические процедуры начнут казаться хаотичными, то идеи демократии тоже покажутся сомнительными. И тогда Америка станет больше похожа на Россию, а в этом и состоит главная идея. Если Трамппобедит, победит Россия. Но если Трамп проиграет, а народ усомнится в результате выборов, Россия тоже победит”, – пишет автор.
В этом контексте Снайдер советует американцам принять меры предосторожности: “Больше нет смысла проводить выборы и регулировать финансы избирательных кампаний таким образом, словно эти вопросы совершенно неинтересны враждебным иностранным державам”.
Перевод InoPressa