У всех олимпийцев – выгодные контракты со спонсорами? Вовсе нет, некоторым из них приходится браться за любую “халтуру” – просто для того, чтобы заработать на жизнь, пишет ВВС.
Когда знаменитая американская теннисистка Серена Уильямс вышла на олимпийский корт в Рио-де-Жанейро, она была не одна. Она привезла с собой на Олимпиаду целую свиту, состоящую из обслуживающего персонала, тренеров и спонсоров, которые помогали ей на пути к этим спортивным высотам.
По некоторым оценкам, в 2016 году состояние спортсменки составит 150 млн долларов США (9,6 млрд рублей) – больше чем у любой другой женщины в спорте, как утверждает американский журнал Forbes.
Уильямс тренируется не менее 30 часов в неделю, но ей никогда не приходилось подрабатывать, чтобы выжить и оплатить свои занятия спортом.
Далеко не всем олимпийцам повезло так, как ей.
Среди обитателей Олимпийской деревни в Рио гораздо больше таких, как 36-летняя канадка Донна Вакалис.
Серена Уильямс во время матча против россиянки Веры Звонаревой на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне
Для участия в соревнованиях по современному пятиборью она не менее 30 часов в неделю занимается фехтованием, стрельбой, плаванием, верховой ездой и бегом, а в свободное от тренировок время готовится к сдаче экзамена на ученую степень (PhD) в области гражданского строительства в Университете Торонто, при этом работая в нескольких местах – и всё это для того, чтобы иметь возможность воплотить в жизнь свою олимпийскую мечту.
По оценкам Вакалис, на оплату тренировок и соревнований по современному пятиборью в год уходит около 50 тыс. канадских долларов (2,5 млн рублей).
Но у канадских болельщиков этот вид спорта не пользуется большой популярностью (и, по оценкам Международного олимпийского комитета, приносит менее всего дохода среди олимпийских видов спорта). Получаемых от государства средств (в прошлом году сумма субсидии составила 4 500 канадских долларов (225 тысяч рублей)) никак не хватает Вакалис даже на самое необходимое.
Она рассказывает, что во многих олимпийских видах спорта услуги тренеров и доступ на тренировочные площадки оплачивает национальная сборная, однако с пятиборьем дело обстоит иначе.
“Мы сами платим за тренеров, за доступ на тренировочные площадки, за физиотерапию и массаж, так что на нас ложится более серьезная финансовая нагрузка”, – рассказывает она.
Потому-то Вакалис и приходится крутиться, чтобы собрать необходимые средства.
Она работает на неполную ставку ассистентом преподавателя, научным ассистентом, рекламным агентом и продюсером университетского канала на YouTube.
Кроме того, она подает заявки на получение спортивных грантов, которые могут достигать 6 тыс. канадских долларов, и организует акции по сбору средств, такие как “реестр спортсменов” в интернете, с помощью которых болельщики могут помочь ей купить нужный инвентарь – так же, как новобрачным друзья и знакомые помогают покупать предметы первой необходимости для дома.
Вакалис – отнюдь не единственная спортсменка, которая сталкивается с такими финансовыми проблемами.
Судя по недавнему исследованию, профессиональные канадские спортсмены ежегодно расходуют из средств федерального бюджета и бюджетов провинций на 14 920 канадских долларов больше, чем зарабатывают своими спортивными достижениями.
При этом у 20% из них имеются долги, размер которых в среднем составляет 40 тыс. канадских долларов.
Совокупная сумма долга участников олимпийской сборной Канады достигает 27,5 млн канадских долларов (1,4 млрд рублей) в год.
В США семьи спортсменов раньше были вынуждены подавать заявления на предоставление защиты от банкротства, когда суммы долгов по оплате тренировок, поездок и других необходимых вещей начинали зашкаливать.
Пока не началась Олимпиада, на сайте для сбора средств GoFundMe может проходить более 100 акций в пользу потенциальных участников Игр со всего мира – от Мексики до Ливии.
И удивительно, сколько спортсменов, попавших в олимпийские сборные, готовились к поездке в Рио-де-Жанейро, одновременно выполняя работу, никак не связанную со спортом.
Может быть, эти спортсмены уедут из Рио знаменитостями, и в течение какого-то времени их имена будут звучать по всему миру. Но многие из них приехали на Олимпиаду простыми людьми в непростом финансовом положении.
Банковское дело вольным стилем
Австралийскому пловцу Мэтью Абуду не хватило 0,02 секунды, чтобы пройти квалификационный отбор для участия в Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году. Перспективный спортсмен внезапно для себя остался без государственных субсидий.
“Помню, я тогда задумался: “Что я делаю? Я нигде не работаю и не учусь, у меня нет опыта работы”, – вспоминает Абуд.
Оставшись без государственных субсидий, Мэтью Абуд разработал план, чтобы прорваться в на Игры в Рио-де-Жанейро. План сработал
Поэтому он обратился в Австралийский банк Содружества с “планом на четыре года” – не просто для того, чтобы вернуться в спорт и поехать в Рио, но чтобы выстроить карьеру, которая поможет ему продолжать тренировки.
В течение последних четырех лет Абуд работает в среднем два дня в неделю в качестве аналитика по развитию бизнеса в Банке Содружества.
По его словам, стабильный доход помог ему оплатить программу тренировок, благодаря которой 30-летний спортсмен оказался в Рио. В эстафете 4х100 метров вольным стилем он завоевал бронзовую медаль в составе команды своей страны.
Сладкие мечты и горькая действительность
В отличие от спортсменов большинства других стран, олимпийцы из США не получают денег непосредственно из федерального бюджета и вынуждены рассчитывать на поддержку финансируемых из частных средств попечительских советов по тому или иному виду спорта.
По оценкам Спортивного фонда США – агентства по организации спонсорской поддержки, благодаря которому участники национальной олимпийской сборной этого года получили около 150 тыс. долларов (9,6 млн рублей), – индивидуальные расходы американских олимпийцев на тренеров, оборудование и поездки на международные спортивные состязания могут составлять от 12 до 120 тыс. долларов США в год, в зависимости от вида спорта.
Индивидуальные расходы американских олимпийцев могут составлять от 12 до 120 тыс. долларов в год
В то же время на оказание непосредственной поддержки американским спортсменам направляется только 10% совокупных расходов Олимпийского комитета США.
Олимпийский комитет США – национальная организация, ответственная за поддержку, формирование и курирование сборных США, – заявляет о том, что 72% всех его поступлений расходуется на финансирование спортсменов и программную деятельность.
Однако на вопрос обозревателя BBC Capital о том, какая часть средств передается напрямую спортсменам, ответа от Олимпийского комитета не последовало.
Многие из этих ребят влачат жалкое существование
“Спортсмены не получают достаточно денег, чтобы нормально питаться, иметь машину, а не жить от зарплаты до зарплаты”, – рассказывает Оджи Вулф, в прошлом участник Олимпийских игр по толканию ядра и основатель Спортивного фонда США.
По его словам, многие ведущие олимпийские спортсмены в США с трудом выживают и вынуждены постоянно занимать, клянчить деньги или полагаться на щедрость других людей.
“Многие из этих ребят влачат жалкое существование, снимая квартиры на четверых”, – говорит он.
Спортивный фонд США уделяет основное внимание финансированию легкоатлетов, среди которых, по данным исследования, проведенного Ассоциацией легкой атлетики, 50% спортсменов, входящих в десятку лучших в стране в своей дисциплине, зарабатывают в спорте менее 15 тысяч долларов США (около миллиона рублей) в год.
Те, кто не зарабатывает достаточно средств своими спортивными достижениями, обычно ищут работу с гибким графиком, позволяющую им тренироваться в любое время и часто ездить на соревнования.
Многие подающие надежды спортсмены вынуждены устраивать акции по сбору средств и работать в нескольких местах, просто чтобы свести концы с концами
К примеру, в прошлом году сеть розничных магазинов спортивных товаров Dick’s Sporting Goods, осуществила программу “Кандидаты”, в рамках которой в 106 магазинах по всей территории США было трудоустроено 200 спортсменов, готовящихся к отбору на Олимпийские и Параолимпийские игры.
Остальные американские олимпийцы совмещали тренировки с работой в заведениях быстрого питания, таких как McDonalds, или в агентствах по продаже недвижимости, или со службой в Вооруженных силах США.
Золотой шанс
Хотя многим спортсменам, которые впервые едут на Олимпиаду, приходится нелегко в период квалификационного отбора, в последние десятилетия ситуация на самом деле улучшилась, утверждает специалист по истории спорта Марк Дайрсон, преподаватель кинезиологии в Университете штата Пенсильвания (США).
“До 1980-х годов в Олимпийских играх могли участвовать только любители, и они не имели права привлекать спонсорские средства или получать оплату за свои занятия спортом, чтобы не потерять возможность поехать на Олимпиаду”.
Есть, конечно, и олимпийцы с многомиллионными доходами, такие как ямайский бегун на короткие дистанции Усэйн Болт и американский пловец Майкл Фелпс. Размер состояния последнего, по данным сайта, позволяющего отслеживать материальное положение знаменитостей, составляет более 55 млн долларов США (3,5 млрд рублей).
Но молодым спортсменам бывает очень сложно даже попасть на Олимпиаду, не говоря уже о том, чтобы взойти на пьедестал и заручиться спонсорской поддержкой.
Это не только личные и финансовые обязательства, рассчитанные на много лет, но и рискованное вложение без гарантии окупаемости.
Многим спортсменам, впервые участвующим в Олимпиаде, возможность заработать представится не раньше окончания Игр.
Вот тогда-то они и смогут обратить свою новоприобретенную известность в капитал, получив прибыльные спонсорские контракты и возможность рассказать миру свою историю олимпийской славы.