Несколько часов в ночь с пятницы на субботу турецкие военные удерживали контроль над Анкарой и Стамбулом, и уже казалось, что переворот удался. Однако вскоре ситуация в корне поменялась.
Когда мятежники захватили контроль над ключевыми зданиями и телеканалами, в стране не ощущалось никакого присутствия действующего президента Реджепа Эрдогана. Организаторам переворота было необходимо заручиться поддержкой общественности и, самое главное, подавляющего большинства военных.
В пятницу ночью создалось впечатление, что мятежникам противостоит премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, однако, как известно большинству жителей страны, власть находится именно в руках Эрдогана.
Для успешного переворота захватчикам необходимо было сделать так, чтобы президент полностью исчез из информационного пространства. И им этого не удалось.
“Я здесь верховный главнокомандующий”, – позже заявил Эрдоган.
Поворотный момент
Несколько часов подряд ничего не было известно о местонахождении президента. По некоторым данным в момент начала путча он находился в отпуске на курорте Мармарис, на юго-западе Турции.
Ситуация в корне изменилась в тот момент, когда президент приземлился в аэропорту Ататюрка в Стамбуле и дал пресс-конференцию. В ту минуту, когда его самолет коснулся земли стамбульского аэропорта, стало очевидно, что правительство сохраняет контроль в стране и имеет поддержку ключевых военных фигур.
Находиться в Анкаре, где расположен дворец президента и здания правительства, все еще было небезопасно, поэтому с обращением к турецкому народу Эрдоган выступил в Стамбуле.
Во время пресс-конференции Эрдоган сказал журналистам, что путч стал “актом бунта и измены”. Старший советник президента позже в интервью Би-би-си сообщил, что переворот был подавлен, потому что этого захотел народ Турции.
“То, что произошло, было попыткой государственного переворота, но ситуация быстро поменялась, и президент призвал жителей выйти на улицы Анкары и Стамбула, что они и сделали”, – говорит советник.
По его мнению, именно турецкий народ отвоевал стамбульский аэропорт и государственные СМИ, захваченные военными мятежниками.
Контроль над СМИ
В действительности мятежники, захватившие студию государственного телеканала TRT, подавили гражданское противостояние и смогли передать свое сообщение в прямом эфире.
Они заявили, что власть перешла к “Совету мира”, в стране введен комендантский час.
Другой телеканал, CNN Turk, также временно прекратил вещание после того, как солдаты зашли в студию.
Но заговорщики не смогли долго удерживать контроль над СМИ. Еще до своего появления в стамбульском аэропорту, президент Эрдоган связался с журналистами CNN Turk и вышел в прямой эфир по видеосвязи с мобильного телефона, призывая турецкий народ выйти на улицы.
Эрдогану повезло: он покинул гостиницу незадолго до того, как ее начали бомбить, а генеральный секретарь его партии был похищен.
Имели ли заговорщики достаточную поддержку среди военных?
Для успешного государственного переворота была необходима поддержка армии. Огромное количество солдат в нескольких турецких городах должны были быть частью заговора.
Танки заняли улицы города и мост через Босфор в Стамбуле.
Но ни начальник генштаба генерал Хулуси Акар, взятый в заложники мятежниками, ни глава армии, который принял командование вместо Акара, не были частью заговора.
Командиры ВМФ и спецназа также не поддержали переворот, а истребители F-16 затем атаковали танки заговорщиков.
“Этот государственный переворот потерпел неудачу, даже не начавшись”, – сказал Фади Хакура, эксперт британского Института международных отношений.
По его мнению, попытка переворота была предпринята любителями, которые не смогли заручиться поддержкой военного большинства.
Кроме того, у заговорщиков не было поддержки ни среди общественности, ни среди политиков. Светская оппозиционная Республиканская народная партия заявила, что Турция видела достаточно военных переворотов и не хочет их повторения.
Крайне правая Партия националистического движения также поддержала правительство.
Кем были мятежники?
Они представляют собой фракцию внутри армии. По словам военных, это маленькая группа в составе Первой армии, чья штаб-квартира располагается в Стамбуле.
“Они не были представителями большинства”, – полагает Фади Хакура. Он считает, что план мятежников провалился потому, что военные перевороты в Турции поддерживает гораздо меньше людей, чем раньше.
Последние несколько лет правительство целенаправленно проводило чистку в армии и полиции в попытках избавиться от противников правящей Партии справедливости и развития. Президент Эрдоган предвидел возможность военного переворота.
Мог ли путч быть спланирован из США?
Президент неоднократно обвинял своего бывшего союзника Фетхуллу Гюлена, который уже давно живет в добровольном изгнании в США, в подготовке заговора.
В этот раз Эрдоган почти сразу возложил вину за подготовку путча на “параллельное государство”, имея в виду Гюлена.
Однако тот отрицает свою причастность к произошедшему. Его соратники назвают попытку переворота странной и отрицают любую атаку на демократию, опасаясь продолжения преследования движения “Хизмет”, которое возглавляет Гюлен.
Тем не менее, по информации турецкого информационного агентства Анадолу, правительство уже временно отстранило от должности 5 генералов и 29 полковников, которые имеют отношение к “параллельному государству”.