Без событий в Украине повестка саммита НАТО в Варшаве была бы совсем другой. Но в центре внимания она не была, хотя Киев и услышал слова поддержки. Репортаж DW об итогах саммита.
Петр Порошенко остался верен своей почти традиции и превзошел себя. Выступая в 2015 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, президент Украины демонстрировал фрагмент изрешеченного осколками автобуса, якобы обстрелянного пророссийскими сепаратистами под Волновахой в Донбассе. Тогда же на Мюнхенской конференции по безопасности он показывал паспорта, якобы изъятые у пленных на востоке Украины российских военных. На саммит НАТО в Варшаве, который завершился в субботу, 9 июля, Порошенко привез живого свидетеля событий, которые Украина называет фактической войной с Россией – Надежду Савченко.
Аплодисменты Савченко
Украинская военнослужащая, чью фамилию за время ее заключения в России выучили многие мировые лидеры, встретилась с ними вживую. На заседании комиссии НАТО-Украина на высшем уровне Савченко с серьезным видом сидела за спиной у Порошенко. Рядом за круглым столом были канцлер Германии Ангела Меркель (AngelaMerkel) и президент Франции Франсуа Олланд, с которыми Порошенко обсуждал ее судьбу во время бесчисленных переговоров с президентом России Владимиром Путиным.
Говорили ли они с Савченко? Пожимали ли ей руку? DWоб этом неизвестно. Но трудно представить, что живой и известный во всем мире свидетель событий, которые заставили НАТО радикально менять свою политику, был на саммите НАТО лишь свадебным генералом. Во всяком случае, на проходившем на полях саммита форуме экспертов Савченко выступила с коротким заявлением. Зал аплодировал ей стоя.
Сдерживание
Нынешний саммит НАТО – второй после аннексии Крыма и начала войны в Донбассе. В Варшаве лидеры 28 стран пошли на шаг, который здесь назвали историческим – усилить военное присутствие в Восточной Европе (Польше и странах Балтии). Причиной стали опасения в этих странах повторить судьбу Украины. Одним из ключевых слов в итоговой декларации стало слово “сдерживание”, адресованное России. НАТО четко дает понять Москве, что договор о коллективной безопасности действует, и не надо играть с огнем.
С другой стороны, тон по отношению к Москве заметно смягчился. Если в декларации по итогами саммита в Уэльсе в 2014 году альянс осуждал “агрессивные действия России” в Украине, то в варшавском итоговом документе слова “агрессивный” нет, а есть “действия России”, подрывающие правовой порядок в Европе. Усиливая свой восточный фланг, НАТО одновременно протягивает руку Москве. “Мы продолжаем стремиться к конструктивным отношениям с Россией, если действия России делают это возможным”, – сказано в декларации. “Мы не хотим холодной войны”, – сказал по итогам саммита министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-WalterSteinmeier). Правда, как отметил президент США Барак Обама, с Россией “business as usual не будет до полного выполнения Минских соглашений” по Украине.
Пакет для Порошенко
Хотя именно события на Украине заставили альянс радикально изменить политику, в Варшаве о ней самой говорили мало. Она по сути оказалась в тени России. Обама на итоговой пресс-конференции много говорил о недавней трагедии в Далласе, о ситуации в Афганистане и Ираке, а об Украине едва обмолвился. Заседание комиссии НАТО-Украина прошло под занавес саммита. В кулуарах журналисты предполагали, что зал на итоговой пресс-конференции Порошенко в субботу рискует быть полупустым, мол, у многих уже будет чемоданное настроение. Но этого не произошло. Возможно, потому что после украинского лидера еще выступали президенты Польши и США.
Подводя итоги саммита для Украины, Порошенко на хорошем английском поблагодарил альянс за поддержку – политическую, материальную, финансовую. Стороны утвердили согласованный ранее пакет помощи, который НАТО будет предоставлять Украине. По сути альянс будет продолжать делать то, что уже делает, но в расширенном формате – реформировать украинскую армию, приближая ее к стандартам НАТО. Ключевое слово в этой связи – “совместимость”. Порошенко сказал, что речь идет об “уникальном” пакете, которого еще не получала ни одна страна. Более того, по словам украинского президента, его страна получила новый статус “усиленного партнерства”. Правда, ни в итоговой декларации, ни в заявлениях генсека альянса этот термина нет.
Не обошлось и без традиционного вопроса о членстве в НАТО. Порошенко и генсек альянса Йенс Столтенберг рутинно ответили, что “двери открыты”, но этот вопрос “не на повестке дня”.
Новый раздел Европы?
В целом саммит в Варшаве, на котором страны НАТО хвалили недоступную Украине коллективную безопасность, возможно, вызвал у членов украинской делегации ощущение досады.
На фоне речей о военной мощи, сдерживании России и клятвах “один за всех и все за одного” казалось, что в Европе окончательно опускается новый железный занавес. По одну его сторону – НАТО, усиливающая защиту своих членов, а по другую – Украина, которая не успела спрятаться под натовский зонтик. Это впечатление только усиливали гигантские рекламные плакаты одной американской фирмы, которыми увешана дорога из аэропорта Варшавы в центр. Эта фирма – производитель компонентов для противоракетной защиты. На плакатах Европа поделена на две части – по восточной границе НАТО.