За два года у власти Петр Порошенко сформировал собственную систему управления регионами. Лишь несколько глав облгосадминистраций ориентируются лично на президента. Большенство же – ставленники влиятельных соратников Порошенко. При чем люди, которые влияют на кадровые перестановки на местах регулярно меняются, пишет РБК Украина
Так, после увольнения на прошлой недели главы Николаевской ОГА Вадима Мерикова в руководстве регионов практически не осталось людей, близких к вице-премьеру Геннадию Зубко. Хотя в начале президентства Порошенко тот имел собственную группу в губернаторском корпусе.
На место Мерикова сейчас претендует помощник министра обороны Юрий Бирюков, который пользуется поддержкой друга президента Игоря Кононенко и представитель группы УДАР в парламентской фракции БПП Артур Макарян (видимо, речь идет о Давиде Макарьяне – прим.InsheTV).
Впрочем, президент пообещал, что нового руководителя ОГА выберут на конкурсе.
Если это будет так, то это кардинально изменит принципы назначения глав областей.
Впрочем, президент пообещал, что нового руководителя ОГА выберут на конкурсе. Если это будет так, то это кардинально изменит принципы назначения глав областей, потому что до этого президент руководствовался в этом вопросе либо личными связями, либо рекомендациями представителей своего окружения.
Даже Кабмин, который согласовывает кандидатуры глав ОГА, участвует в этом достаточно формально.
Чьи люди руководят областями, как и за что их назначают и увольняют, пытался разобраться собкор РБК-Украина.
Служить изволите?
После Революции Достоинства глав областей по квотному принципу поделили между собой три фракции новой коалиции – УДАР, “Батькивщина” и “Свобода”.
Став президентом, Петр Порошенко не сразу стал менять эту вертикаль. Процесс растянулся на весь 2014 и начало 2015 года.
Поначалу угроза увольнения того или иного губернатора была одним из аргументов Порошенко для того, чтобы обеспечить голоса в пользу важных для него законов от коллег по первой коалиции.
Позже на судьбу того или иного губернатора стали влиять не столько экономические показатели области, сколько желание обеспечить результат пропрезидентской “БПП-Солидарности” на внеочередных парламентских выборах.
Осенью 2014 года, накануне перевыборов Рады лишились должностей 8 глав областей, большинство из которых ориентировались на Арсения Яценюка и Александра Турчинова. Лидеры “Народного фронта” тогда не договорились тогда с президентом, и пошли на досрочные парламентские выборы самостоятельно.
В результате у Яценюка в губернаторском корпусе осталось только три протеже – Александр Фищук (Черновицкая ОГА), Валерий Головко (Полтавская область) и отчасти Вадим Мериков – выходец из предыдущей партии Яценюка “Фронт змин”.
Правда, УДАРу, который объединился с БПП на выборах, с главами ОГА тоже не очень повезло. Виталий кличко имеет влияние по сути только на Киевскую область. Поначалу ею руководил Владимир Шандра, потом его опять же по квоте мэра столицы сменил Максим Мельничук.
Освободившиеся должности президент заполнил ставленниками своих ближайших соратников, которые обеспечивали результат БПП в регионах на парламентских выборах: Сергея Березенко, Олега Гладковского, Игоря Грынива, Геннадия Зубко.
На местных выборах 2015 года президентская администрация сделала глав ОГА локомотивами списков “Солидарности” в облсоветы.
В 16 из 22 областей, в которых проходили местные выборы, партийные списки президентской политсилы возглавили председатели облгосадминистраций.
Но после выборов только 3 главы ОГА перешли на работу в облсоветы, где были избраны председателями – Григорий Самардак в Запорожье, Михаил Загородный в Хмельницком и Андрей Путилов в Херсоне.
Остальные остались на должностях в облгосадминистрациях.
На этот раз людей на вакантные должности руководителей трех ОГА подбирал первый замглавы АП Виталий Ковальчук. С его подачи руководителем Запорожской области стал Константин Брыль, Хмельницкой – Александр Корнийчук, а Херсонской – Андрей Гордеев.
Также в конце апреля ушел с должности главы Ровенской ОГА близкий к Ковальчуку Виталий Чугунников. Новым главой области стал секретарь горовета, депутат БПП Алексей Муляренко. Он дружен и с Чугунниковым, и с первым замом главы АП.
Президентский блок-пост
“Кто бы не предлагал кандидатуру губернатора, все равно всегда последнее слово будет за президентом”, – говорит собеседник в окружении замглавы АП Виталия Ковальчука. А в некоторых случаях оно же будет единственным.
Нынешних руководителей 4 самых проблемных приграничных областей – Донецкой, Луганской, Одесской и Закарпатской – президент выбирал сам.
Главой донецкой военной администрации уже год является давний знакомый президента Павел Жебривский. А главой Луганской в конце апреля стал народный депутат от БПП Юрий Гарбуз. На этой должности он сменил волонтера Георгия Туку.
“Думаю, что дело все же не столько в Гарбузе, сколько в Туке – президент был им недоволен”, – говорит источник в окружении президента.
“В принципе Туке на этой должности мало что удалось сделать – он не пошел на те решительные шаги в борьбе с сепаратистами и контрабандой, которые в том числе предлагал ему и я. Думаю, однажды я расскажу об этом подробнее”, – говорит нардеп от “Народного фронта”, айдаровец Игорь Лапин.
Лично на президента ориентируется и глава Одесской ОГа Михаил Саакашвили.
Саакашвили почти полгода был медиа-оружием Петра Порошенко в борьбе с Арсением Яценюком, проводя свои антикоррупционные форумы. Но исходя из событий последних недель, теперь у Саакашвили проблемы с самим президентом.
В окружении президента надеются, что осенью партия Саакашвили вернет власть в Грузии и тот уедет туда премьером.
К назначению еще одной яркой личности Порошенко прибегнул летом прошлого года, когда люди внефракционного нардепа Виктора Балоги и “Правый сектор” в Мукачево устроили разборки из-за рынка контрабанды. Тогда президент вынужден был перекинуть из проблемной Луганской области на Запад Украины Геннадия Москаля.
Нынешнего главу Закарпатья трудно назвать другом президента, как и чьим либо человеком в этой стране. За последнее время губернатор дважды угрожал покинуть должность из-за нерешенных вопросов с таможней и контрабандой.
С приходом Москаля в области запустили новую патрульную службу, но других существенных сдвигов там не произошло. Тем не менее, президент выписал Москалю согласование на пребывание на должности до 2019 года, хотя главе области в декабре уже исполнились 65 – граничный срок пребывания на госслужбе.
Кроме Жебривского, Гарбуза, Москаля и Саакашвили президент Порошенко принял личное решение по главам еще двух областей.
Это касается главы Тернопольской ОГА Степана Барны и главы Кировоградской области Сергея Кузьменко.
“С Барной они знакомы еще с “Нашей Украины”, а Степа такой человек, который легко входит в доверие. А Кузьменко просто сделал результат выборов, и ему понравилось”, – говорит собеседник в окружении президента.
Нынешний глава кировоградской в свое время был заместителем председателя Кировоградской областной государственной администрации Сергея Ларина, ставленника Сергея Левочкина.
Однако сам Левочкин говорит, что нынешние губернаторы слишком слабые и его политическая сила с ними не работает.
Борьба за влияние
Глава АЛ Борис Ложкин фактически дистанциировался от кадровых вопросов в регионах.
“Ложкин больше занимается стратегическими вопросами, реформами, а административными занимается Ковальчук”, – говорит собеседник в АП.
За 2 года руководства АП ее глава приложил руку к назначению только двух глав областей. Но стратегически важных.
3 февраля 2015 его протеже и зам по АП Игорь Райнин стал губернатором Харьковской области, сменил в должности протеже главы МВД Арсена Авакова Игоря Балуту. Правда, Райнин имел опыт работы и с Аваковым, когда тот во второй половине 2000-х был главой администрации Харьковщины.
Во время торгов за Кабмин Райнина предлагали в качестве вице-премьера. Но тот, как и Борис Ложкин идти в Кабмин Гройсмана отказался.
Еще одна креатура нынешнего главы АП – глава Днепропетровской области Валентин Резниченко. Он долгое время работал в структуре медиа-холдинга УМХ, которым до октября 2013 года владел Ложкин. Его назначение многие расценили как компромисс между командой Порошенко и Коломойского. Ведь одним из акционеров УМХ был совладелец группы “Приват” Геннадий Боголюбов.
Перед тем, как стать главой Днепропетровской ОГА Резниченко месяц проработал губернатором Запорожской области.
Основную работу с губернаторами ведет первый зам Ложкина Виталий Ковальчук. Через него идет их общение с Банковой. Когда в одесской обладминистрации происходили обыски, именно первый зам главы АП летал решать конфликт с Саакашвили.
До последнего времени у Ковальчука, как и у Ложкина, было 2 приближенных главы области. Это, уже упомянутый глава Черкасской ОГА Ткач, и Виталий Чугунников, руководивший Ровенской областью. Все изменилось в конце апреля, когда по его предложению были назначены еще 3 главы ОГА.
Главой запорожской области стал Константин Брыль, хмельницкой Александр Корнийчук и херсонской Андрей Гордеев.
Тогда многие сочли это компенсацией от президента за то, что Ковальчук так и не получил пост вице-премьера.
Правда, в его окружении предлагают несколько иную версию – «просто другие представители окружения президента не смогли предложить ничего лучше».
Также в конце апреля произошла смена главы ровенской области. Вместо Чугунникова новым главой обладминистрации стал секретарь горовета, депутат «БПП» Алексей Муляренко. Но замену можно считать технической, ведь новый глава ОГА дружен и с Чугунниковым, и с первым замом главы АП.
Увеличить свое влияние на глав облгосадминистраций сейчас пытается и депутат Сергей Березенко. Он пытается выстроить с ними отношения по линии президент ской партии “Солидарность”.
Во время местных выборов Березенко пытался помочь Льву Партцхаладзе занять должность главы киевской обладминистрации, сбив при этом Владимира Шандру.
Парцхаладзе даже возглавил список президентской партии на местных выборах, но результат оставил желать лучшего. И должность осталась в квоте Кличко. Но если Шандру объединяли бизнес-интересы с Артуром Палатным, то нынешнего главу области Максима Мельничука связывают с правой рукой мэра Вадимом Столаром.
Между двух огней
Как уже упоминалось в статье, кроме президента главы обладминистраций подотчетны Кабмину.
На сегодняшний день в активе у премьер-министра Владимира Гройсмана есть только один глава области.
В феврале 2015 он рекомендовал назначить главой винницкой ОГА своего зама по мэрии Валерия Коровия.
Но у премьера есть возможность «приручать» глав областей экономическими методами.
Так, во время поездки в Одессу глава Кабмина прозрачно намекнул главе области, что тот может лишиться своей представительницы на таможне, если та не станет приносить нужные отчисления в бюджет.
На предпоследнем заседании Кабмина Гройсман пригрозил главам ОГА увольнением за отказ внедрить систему госзакупок Prozorro до 1 августа.
А 8 июня правительство изменило правила выделения бюджетных субвенций для областей.
Раньше постановление Кабмина предполагало, что перечень объектов и мероприятий для субвенций формируют и утверждают местные администрации исполнительные органы самоуправления. Теперь же правительство забрало себе право утверждать или нет окончательный список, поданный ОГА.
И хотя Виталий Ковальчук не напомнил премьеру, что подобные действия идут вразрез с принципами децентрализации, окружение президента, кажется, мало смущают подобные шаги премьера по увеличению своего влияния.
Ведь у президента все равно остается главный козырь – указ об увольнении.