Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, которая 17 мая в Москве обсудила с помощником президента РФ Владиславом Сурковым и замминистра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым конфликт на востоке Украины, заявила, что Соединенные Штаты не признают местные выборы на Донбассе, если они будут проведены вне Минских соглашений. Эта встреча прошла на фоне заявления президента Украины Петра Порошенко о возможном проведении выборов на неконтролируемых территориях уже в 2016 году в случае обеспечения для этого необходимых условий, в частности введения на линию разграничения вооруженной миссии ОБСЕ. Возможен ли сценарий проведения выборов на Донбассе в ближайшее время, – мнение российского политолога Андрея Пионтковского для “Апострофа”.
Украинское руководство не может себе позволить поссориться со всеми западными партнерами: с Францией, Германией, с США, со всеми, кто повязан на этих Минских соглашениях. Олланд с Меркель, возможно, даже Нобелевские премии ожидают за весомый вклад в миротворчество. Поэтому Киев ведет сложную дипломатическую игру по перетягиванию каната вокруг этих соглашений.
Я полагаю, что эти соглашения никогда не будут выполнены, потому что Москва никогда (до падения путинского режима) не отдаст границу и не выведет войска. Но и Украина, я надеюсь, никогда не позволит, чтобы оккупированная “Лугандония” как раковая опухоль влезла в тело Украины.
Сегодняшний раунд по перетягиванию каната, на мой взгляд, по очкам выиграл Киев. Во-первых потому, что в заявлении Нуланд подчеркнуто, что никакие самозваные люди не могут провести выборы, а во-вторых, они должны соответствовать украинскому законодательству и проходить под контролем ОБСЕ.
Если мы сравним заявление Порошенко, сделанное на днях, и заявление Нуланд, то мы заметим, что хоть они и не совпадают, но довольно близки. Разница лишь в одном – Порошенко явно говорит о необходимости полицейских сил ОБСЕ на Донбассе во время проведения выборов. Но ведь и Нуланд сказала, что они должны проводиться по стандартам ОБСЕ. Ну а как можно обеспечить стандарты ОБСЕ без какого-либо соответствующего силового обеспечения?
Есть два новых нюанса в заявлении Порошенко. Во-первых, он впервые жестко подчеркивает вопрос об укреплении линии разделения сторон, предлагая, по сути, расположить на ней миротворческие силы. Тогда уже не будет никакого вопроса о перестрелках и отводе тяжелого вооружения. А ведь это самое, казалось бы, очевидное требование. И если западных союзников убедить в его целесообразности довольно легко, то Москве согласиться на него довольно трудно, потому что она то и является источником всех перестрелок и вторжений в украинскую территорию.
А во-вторых, предложение о передаче контроля на границе на первом этапе не украинским ВС, а силам ОБСE. На первый взгляд, это выглядит как уступка, но, по-моему, это разумный психологический ход. Ведь задача всех этих дипломатических маневров в том, чтобы убедить важных западных людей, “кто выполняет Минские соглашения, а кто – нет”.
Все это бесконечное перетягивание каната ведется вокруг вопроса: можно ли проводить выборы или нет. Москва будет говорить, что можно, а Киев будет ей отвечать: “как же можно, если перестрелки идут на линии соприкосновения, границы не переданы”. Москва все время ссылается, что передача украинским силам границы обозначена где-то там в пункте 9, а о выборах – в пункте 4 (Минских соглашений, – “Апостроф”). Ну хорошо, передайте пока ОБСЕ, но так, чтобы она реально контролировалась ОБСЕ
Мой прогноз – выборов еще долго не будет. А вот дипломатическая борьба будет продолжаться. И мы можем только пожелать Украине в конце концов ее выиграть.
Вас пугает замороженный конфликт? Но выполнение требования о международных силах на линии разделения сторон значительно изменит ситуацию в лучшую сторону. Это намного лучше того, чего добивается Путин. А Путин хочет провести там под своим контролем выборы и инкорпорировать своих бандитов в политическое поле Украины.
Его стратегическая цель – сохранить полный контроль над оккупированной территорией и сделать ее формально частью украинского государства, блокировав, таким образом, европейский вектор развития украинского государства. Пока Украина эффективно от этого отбивается. Нельзя жертвовать будущим страны ради иллюзии восстановления территориальной целостности.
Поэтому я давно предлагаю рассматривать эти территории, также как и Крым, как временно оккупированные. И самое главное иметь хорошо защищенную линию разграничения, чтобы не допустить дальнейшей агрессии России и возобновления кровопролития. И рано или поздно все это вернется Украине.
P.S. Все вышесказанное не отменяет того обстоятельства, что позорно для представительницы великой державы щебетать о “конструктивных переговорах” с военными преступниками Сурковым и Рябковым. Но других западных союзников у меня для вас нет.