Через 101 день в Рио-де-Жанейро стартует главное мировое спортивное событие четырехлетия – XXXI Олимпийские Игры.
Сейчас уже 150 украинских спортсменов и спортсменок получили право представлять страну на Играх-2016. Среди них и обладательница двух олимпийских наград Ольга Харлан, которая вместе со своей мамой Ириной стала участником программы “Спасибо, мама”, основанной компанией “P & G”, Всемирного партнера Международного Олимпийского Комитета.
После выступления перед прессой четырехкратная чемпионка мира и семикратная чемпионка Европы в одиночной и командной сабле, а также золотая и бронзовая медалистка Пекина-2008 и Лондона-2012, любезно согласилась на интервью для сайта iSport.ua.
– Ольга, вы девять раз признавались лучшей спортсменкой месяца в Украине. В последний раз это было в январе благодаря победе украинской команды в Афинах. Вы являетесь рекордсменкой Украины и по этому показателю. Это дает дополнительную мотивацию или наоборот, расслабляет?
– Конечно, приятно получать подобные награды. Но я бы не сказала, что это как-то особо расслабляет. С мотивацией у меня никогда не было проблем. Я просто должна выполнять свою работу должным образом.
– Как думаете, скоро эта награда найдет Вас в 10-й раз?
– Не знаю (улыбается). Как получится!
– Помните, как сборная Украины шла к успеху в Пекине в 2008-м? Что тогда стало залогом триумфа?
– Мы проделали очень много работы. Тренера вложили в нас очень многое. Мы были беспощадны к себе, полностью выкладывались на тренировках. Это и стало залогом успеха.
– А почему тогда женскую команду в сабли называли “детским садом Валерия Штурбабина”?
– Мы еще были маленькими девочками. Когда мы находились в команде, Валерий Викторович заменял нам на соревнованиях и маму, и папу, и дедушку, и бабушку. Мы его очень сильно уважали за это.
– Сейчас вашим тренером является Артем Скороход. Как наставник повлиял на развитие вашей карьеры?
– Артем Анатольевич моложе, чем Валерий Викторович. Он был самым первым моим тренером. Вообще, у меня сейчас много наставников – Вадим Гутцайт, Гарик Давидян, Юрий Марченко, Штурбабин-младший, несколько психологов… От каждого из них я беру что-то полезное и каждый тренер как-то повлиял на мое развитие.
– Что говорят вам тренеры непосредственно перед боем?
– Говорят мне план действий, что нужно делать на поле боя.
– Тренеры могут дать волю эмоциям во время спаррингов?
– Когда как. Если это происходит на соревнованиях, то это больше в адрес судьи, чем на меня. Я не считаю это хорошим качеством, так как иногда это перекладывается и на спортсмена.
– В командных соревнованиях Вы проводите решающий поединок. Насколько тяжело настроиться, зная, что итоговый результат зависит от тебя?
– Последний бой – самый трудный. Я всегда настраиваюсь на победу в таких поединках. Могу проиграть два предыдущих, но заключительный обязательно должна выиграть.
– Вам часто удавалось совершать камбэки, когда Украина уступала в несколько уколов. Как у Вас это получается?
– В таких ситуациях я действую расслабленно, откидываю счет в сторону. Стараюсь нанести как можно больше ударов и обыграть соперницу.
– Перейдем к лондонской Олимпиаде 2012 года. Почему тогда не проводились командные соревнования в сабле?
– На Олимпийских Играх разыгрывается 10 комплектов медалей, а видов оружия в фехтовании всего 12. Это одиночные и командные соревнования среди мужчин и женщин на рапирах, шпагах и саблях. Видимо, в Международном олимпийском комитете думают, что у нас разыгрывается больно много медалей, потому некоторые командные соревнования убирают. На прошлых Играх не было женской сабли и мужской шпаги. В Рио не будут проводиться соревнования в мужской сабле и женской рапире.
– То есть в 2016-м сборная Украины будет защищать титул олимпийских чемпионок. Вы готовы отстаивать честь страны? Что говорят партнерши по команде по этому поводу?
– Я нахожусь в процессе подготовки. Для девушек это первая Олимпиада, они немного волнуются. Для меня это будут уже третьи Игры, потому в некоторых моментах я могу подсказать им, как действовать.
– В Лондоне вы завоевали “бронзу”. Помните свой поединок за третье место?
– Думаю, все, кто смотрел тот бой, помнят его до сих пор. Волновалась, ведь это был последний шанс завоевать медаль, я не имела права на ошибку. Первую половину поединка провела не лучшим образом, но потом переборола себя и в итоге праздновала победу.
– Тогда вы одолели двукратную олимпийскую чемпионку Мариэль Загунис. А кто самый сложный соперник для вас из текущих лидеров рейтинга?
– Все, кто принимает участие на Олимпиаде, перед этим проходят жесткий отбор. То есть на Играх не бывает слабых соперниц, ведь там собраны победители. И только сильнейшие в моральном и физическом плане в итоге добывают наивысшую награду.
– У вас есть неудобные соперницы?
– Да, против некоторых драться тяжелее. Но, с другой стороны, и моя манера фехтования не для всех удобна. К каждой оппонентке можно подобрать “ключик”. Непобедимых не бывает.
– Пожалуй, единственным, что вы не выигрывали, остается одиночное золото Олимпиады. С третьего раза сумеете добиться успеха?
– Мы все на это очень надеемся.
– Впереди Вас ожидает Чемпионат Европы, Гран-при Москвы и этап Кубка мира в Китае. Есть ли какие-то приоритеты в этих соревнованиях?
– В прошлом году в Китае мы добыли “серебро” и сейчас должны выступить не хуже, побороться за первое место, чтобы подняться в рейтинге. Это станет главной репетицией перед командными выступлениями в Рио. “Московская сабля” – турнир одиночный, здесь мы проверим свои силы перед личными соревнованиями. Чемпионат Европы всегда был главным событием для Украины, потому постараемся привезти оттуда медали.
– В 2013 году вы впервые выиграли Чемпионат Мира. Что чувствовали после той виктории?
– Мне очень хотелось впервые отпраздновать успех на мировом первенстве. Через год в Казани мне удалось повторить этот результат.
– Было что-то особенное в победе в России?
– Мы не относились к этому как-то особенно – определяли самого сильного на дорожке, обходив все остальное стороной. Сейчас есть разногласия между Украиной и Россией, но в Казани все было хорошо, нас поддерживали трибуны.
– В прошлом году вы долгое время не могли завоевать медаль. И вот в ноябре вы взяли серебро в Орлеане. Был ли какой-то спад?
– У каждого спортсмена есть неудачные периоды и периоды подъема. Я просто берегла силы для будущих побед!
– Какую роль в фехтовании играет возраст спортсмена? Когда обычно выходят на пик формы?
– У каждой спортсменки это проходит по-разному. Даже возьмем нашу команду – у кого-то сейчас пик, у кого-то спад. Если соперница старше меня будет лучше готова физически, то я могу и проиграть. Но могу и выиграть.
– Как считаете, можете еще прибавить в будущем?
– Конечно. Физические возможности человека не ограничены.
– Как проходит ваш цикл подготовки к Олимпиаде?
– Мы работаем все четыре года цикла. Этот год, да и прошлый, получился очень интенсивным.
– С чем связана неудача нашей команды в Сеуле?
– Это спорт. Скорее всего, мы не прошли адаптацию. Всякое бывает. Понимаю, что мы приучили всех к победам. Но это тоже часть четырехлетнего цикла – очень трудно постоянно фехтовать. Я стараюсь поддерживать оптимальные кондиции. Также не стоит забывать про значимость Олимпийских Игр в Рио – вот там нельзя ошибаться.
– С плотным графиком соревнований остается время на личную жизнь?
– Да, конечно. Я даже успела выйти замуж между тренировками (смеется).
– Вам приходилось участвовать в телешоу “Вышка”. Как Вам дался новый вид спорта?
– Тяжело. Было страшно, вряд ли еще раз приму участие в подобном! В целом, было интересно проверить, насколько я “универсальный солдат” и узнать, на что способен мой организм.
– Готовы принять участие еще в каком-нибудь шоу? Например, “Танцы на льду”…
– Точно не на льду. Со льдом я не дружу. Можно просто танцы, люблю танцевать.
– Сегодня Вы выступили перед прессой, часто появляетесь на телеэкранах. Насколько важен для спортсмена медийный образ?
– Все делается для того, чтобы популяризировать спорт. Благодаря нашим результатам стали больше говорить про фехтование. Люди смотрят телевизор, читают журналы, окунаясь в наш вид спорта. После нашего триумфа в Пекине заметно возросла посещаемость соревнований, развивается детский спорт.
– По окончании карьеры собираетесь делиться опытом, обучать молодых спортсменов?
– Да, хотелось бы поделиться своими умениями, взглядами на спорт. Но это будет впереди, я пока не думаю о завершении карьеры. Сейчас меня ждут Олимпийские Игры, но после них ничего не закончится.