Николаевский экспорт продолжает свое падение. По итогам 2015 года общий объем экспорта товаров составил 1 млрд. 603 млн.долл.США, это на 500 млн.долл.США меньше, чем в 2013 году.
В абсолютных цифрах падает экспорт как в страны СНГ (тут причины ясны), так и на рынки Евросоюза.
Вопреки ожиданиям евроромантиков, одностороннее введение Евросоюзом беспошлинного доступа для части украинских товаров не смогло даже сохранить в прежних объемах экспорт николаевских предприятий в страны ЕС от падения. Если в масштабах всей Украины это объясняют выпадением из внешней торговли целого ряда крупных экспортеров Донбасса и Крыма, то для Николаевщины нужно искать иные причины. Особенно примечательно, что спад происходит на фоне девальвации гривни, которая должна была бы сделать нашу продукцию более конкурентоспособной.
Для облегчения понимания происходящего InsheTV подготовило инфографику, отражающую состояние внешней торговли Николаевской области на основе данных Главного управления статистики Николаевской области за 2012-2015 гг.
Для начала сравним показатели внешней торговли Николаевской области 2015 и 2013 года (похоже, традиция сверяться с 13-м годом может вновь стать актуальной на ближайшие годы).
Если в 2013 году общий объем экспорта в ЕС составлял немногим более 233 млн.долл.США, то в 2015 – почти 168 млн.долл.США. Правда, удельный вес европейских рынков для Николаевщины за эти два года существенно прибавил, с 10% до 15% от общего объема.
Еще одним критически важным показателем сегодня является зависимость от рынков СНГ в частности, и российских в особенности.
Николаевская область остается в числе тех регионов Украины, для которых Российская Федерация является крупнейшим внешнеэкономическим партнером.
Однако не стоит спешить с политическими выводами о недостатке патриотизма у николаевского бизнеса. Львиную долю экспорта в СНГ формируют поставки глинозема Николаевским глиноземным заводом в рамках корпорации РУСАЛ. Поменять потребителя НГЗ не в состоянии, даже если бы такая странная мысль пришла в голову Олегу Дерипаске.
По сравнению с 2013 годом экспорт в СНГ николаевской продукции уменьшился на 350 млн.долл.США, с 816 до 458 млн.долл.США.
Тектонические изменения в экономических взаимосвязях Украины и СНГ во главе с РФ хорошо показывает статистика импорта: ввоз товаров из СНГ за два года упал втрое, скатившись до 273 млн.долл.США. В результате доля импорта из СНГ сравнялась с долей товаров Евросоюза – 29,4%.
В число крупнейших покупателей николаевской продукции в 2015 году вошла только одна европейская страна – Испания, в основном здесь представлены страны Ближнего Востока и Азии: Саудовская Аравия, Египет, Индия, Турция, Иран, Корея, Бангладеш.
Зато страны ЕС традиционно представлены очень широко в числе поставщиков товаров для николаевских предприятий: Польша, Германия, Великобритания. Нужно отметить, что давнишний переход НГЗ от переработки давальческого сырья к экспортно-импортным поставкам оказал существенное влияние и на ТОП-10 импорта: первое и четвертое места соответственно занимают поставщики бокситов, сырья для производства глинозема, Гвинея и Гайана.
В сравнении с 2014-м в прошлом году упал импорт из России, Китая, Турции. Ощутимый рост импортных поставок произошел из США, Бразилии, Германии и Польши.
Однако гораздо более сильные перемены произошли в географической структуре экспортных поставок.
В числе пяти стран, поставки николаевской продукции выросли за год больше всего вошли Корея, Израиль, Индия, Турция и Испания. Наибольшее падение экспорта в 2015 году (по сравнению с 2014), кроме Российской Федерации, также коснулось Египта, Ирана, Нидерландов и Пакистана.
Внешнеэкономических партнеров николаевских экспортеров с позитивной и негативной динамикой можно увидеть ниже.
Результаты внешнеэкономической деятельности за последние два года убедительно подтверждают правоту тех, кто видел будущее украинской и, в частности, николаевской экономики в Азии, Ближнем Востоке и Африке. Ассоциация с Евросоюзом в этом плане, прежде всего, была призвана открыть перспективы для усиления конкурентоспособности наших предприятий за счет привлечения европейских инвестиций и технологий. Но – внимание! – в первую очередь ради конкурентоспособности не на европейских рынках, а на рынках третьих стран. В 2013 году, когда разрабатывалось Соглашение об Ассоциации, имелись в виду, прежде всего, рынки СНГ. Сегодня это стало невозможным ввиду торговой войны и прямой российской агрессии, взаимных барьеров в логистике и т.д.
Да, азиатские и африканские рынки остаются открытыми. Но за прошедшие два года получить существеннее инвестиции и технологии ЕС в тех размерах, которые могли бы переломить ситуацию, не удалось. И не только из-за военного конфликта и потери двух больших регионов.
Коррупция, нарастающий вал анархии, неприемлемые с точки зрения любого инвестора ограничения валютных операций, рост фискального пресса – какие уж тут инвестиции.
В результате, товарная структура николаевского экспорта приобретает все более яркий сырьевой характер.
В 2015 году более половины экспортных поставок пришлось на зерно и другую продукцию растениеводства. Отсюда, кстати и резкие скачки в географии поставок: выигранный или проигранный контракт «Нибулона» или других крупных зернотрейдеров тут же отражается в перечне стран-ведущих внешнеэкономических партнеров региона.
В тоже время доля машин, механизмов и оборудования уменьшилась с 14% до 10% от общего объема экспорта. При этом в абсолютных цифрах спад экспорта высокотехнологической продукции еще более заметен. Пока нашим машиностроителям – «Заре-Машпроекту», «Первомайскдизельмашу», «Экватору» и другим компенсировать потерянные на российском рынке объемы в странах Юго-Восточной Азии или Латинской Америки не удалось. Торговая война с Россией привела к тому, что свои традиционные рынки потеряли и производители молочной продукции, соков и напитков («Сандора», «Баштанский сырзавод» и другие). Отсюда спад экспорта готовых продуктов питания.
Единственный вид товаров, поставки которого ощутимо выросли за два прошедших года – это растительное масло. Вот только на одном подсолнухе великой аграрной державой не станешь.
Обнародованные Главным управлением статистики в Николаевской области результаты экспорта за январь этого года показали, что «дно» внешней торговли пока не пройдено. За первый месяц 2016 года николаевским предприятиям удалось продать за рубеж только 73% от объема января прошлого года.
При всех, действительно имевших место уступках европейских партнеров, радикально ситуация с поставками в ЕС не меняется: эксперты в самых разных областях, от АПК до машиностроения, советуют украинским производителям сосредоточиться либо на занятии специализированных ниш, либо искать возможности для аутсорсинга и промышленной кооперации с европейскими производителями. Например, долгие годы западные области имели неплохие показатели по поставкам в ЕС автомобильной продукции за счет нескольких предприятий по сборке проводки для автомобилей.
Для массового выхода на европейский рынок необходим перевод производств на европейские стандарты. Говорят у нас об этом уже пять лет, но предприятий, которые сумели их освоить в достаточной для европейских партнеров мере, по-прежнему единицы.
Куда более перспективными в среднесрочной перспективе выглядит расширение сотрудничества со странами арабского мира, Юго-восточной Азии и, особенно, практически игнорируемой пока тропической Африкой. Но специфика этих стран в том, что самостоятельно на их рынки могут пробиться только гиганты вроде «Нибулона» или «Зори-Машпроекта». Для производителей поменьше крайне необходима поддержка государственных органов, хотя бы на уровне региона. Хотя сложно спорить, что командировка, например, в Нигерию, куда менее привлекательна, чем поездка по курортам столь любимой нашими делегациями Хорватии.
Впрочем, есть и другой вариант: дождаться прихода китайских или индийских инвесторов. Они прекрасно понимают, что Ассоциация Украины и ЕС для них – хорошие ворота на европейский рынок, через открытие здесь «отверточных» производств. Вот только будет это нескоро, инвесторы они очень требовательные к местным условиям, да и весьма прагматичные – к каким-то социальным программам по развитию региона их будет склонить сложно.
Андрей Попов.