На Майдане в столице Украины динамик призывает к немедленной отставке политического руководства. Здесь на лестнице каждый может сказать, что в голову придет. За протестующими виднеется плакат с изображением премьера Яценюка с красной точкой на лбу и надписью “Пуля в лоб”. Требования звучат жёстко, как и вообще протест. Но отсюда Яценюку не стоит ожидать какой-либо угрозы. Протестуют разве что постоянные неудачники, а не тысячи украинцев, как в феврале 2014 года. Так описывает недавние события в центре Киева корреспондент немецкой газеты Der Spiegel Михаэль Туманн.
Гораздо опаснее для руководства – угроза, исходящая от него самого. На прошлой неделе президент призвал премьера уйти, но вотум недоверия Яценюку загадочным образом провалился. В парламенте снова, говорят, купили голоса. К этому приложили руку олигархи. Через два года после исторического восстания Майдана украинская политика, кажется, вернулась к своему обычному аномальному физическому состоянию. Той аномалии, которая 2014 году довела страну до кризиса.
О возвращении недуга предупредили министры иностранных дел Германии и Франции. Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эроотправились в двухдневную поездку в Киев в понедельник. Это первый совместный со Штайнмайером визит нового парижского главного дипломата. Самолётом Airbus Бундесвера они прилетели в Киев – и посольство (ФРГ) подготовило всё, чтобы бывший учитель немецкого языка Эро чувствовал себя хорошо.
В Киеве они посетили белые неоклассические дворцы города и встретились с президентом, премьер-министром и председателем Верховной Рады. Результат отрезвил. Взаимоотношения Порошенко и Яценюка находятся на нижней точке, доверия нет. Как эти два противники смогут срочно ввести необходимые реформы в аграрной сфере, в налогообложении и пенсионном обеспечении, остается загадкой. Но они рассматривают ситуацию не так драматично, как визитёры. Некоторые киевские политики были просто рады, что пережили вотум недоверия.
Проблема остается. Яценюк, застрявший со своей программой реформ, получил теперь статус “хромой утки” на полгода. Только тогда можно будет поставить на голосование новый вотум недоверия. Штайнмайер не стал скрывать своего беспокойства. Он потребовал, чтобы правительство положило конец “личному тщеславию” и улучшилось сотрудничество премьера и президент. “Многие законы правительства Яценюка лежат в Раде и ждут принятия парламентом”. Политики в Киеве не должны “теперь терять времени”. Ведь “только тот, кто стабильный внутри и чувствует себя уверенным в будущем, может лучше противостоять и внешним угрозам”.
Все поняли: имеется в виду Россия. Путин смотрит издалека, и то, что он видит, скорее всего, ему на пользу. Украинская элита борется сама с собой и снова заблокировала страну. В Минском процессе переговоров о мире на Донбассе Путин может злорадно указывать на незаконченную домашнюю работу украинцев. Это позволяет ему и дальше подпитывать сепаратистов. И в случае если украинцы не примут законодательных поправок, согласованных “Минском-2”, в отношении избирательного закона и статуса Восточной Украины, ничего не изменится.
Если Киев не будет продвигаться вперед, “Германия и Франция не смогут сделать ничего больше”, предостерёг Жан-Марк Эро коллегу Павла Климкина. Украинский министр иностранных дел снова и снова подчеркивает факт российской агрессии, что в принципе правильно, но замороженный Минский процесс не растаял. Если уменьшенную коалицию в Раде вскоре поддержит националист (так в статье – ред.)Ляшко и его Радикальная партия, прогресс может ещё усложниться.
Чтобы шаткое перемирие на востоке Украины не находилось под угрозой, Штайнмайер и Эро хотят встретиться 3 марта в Париже с министрами иностранных дел Украины и России. Чтобы узнать, как продвигается Минский процесс, и чтобы достичь хоть еще немного компромиссов с обеих сторон, прежде чем прежде сказать: “Минск-2” умер.