Министр экономики Айварас Абромавичус, приглашенный на работу в Украину в конце 2014 года лично президентом Петром Порошенко, подал в отставку. Озвученные им причины – коррупционные схемы в Кабмине, попытки со стороны ближайших соратников Порошенко поставить смотрящих на ключевые должности в государственных предприятиях, создание искусственных препятствий реформам. Как объяснили ЛІГА.net источники в Минэкономики и в окружении Абромавичуса, нынешний шаг министра – это не сиюминутное решение и не эмоциональный порыв: его команда испытывала давление еще с осени прошлого года.
Кульминация конфликта
Заявление Айвараса Абромавичуса об отставке стало для общественности неожиданностью: замена министра экономики не обсуждалась в рамках предстоящего переформатирования Кабинета министров, на прошлой неделе он дал ЛIГА.net обширное интервью, в котором рассказывал о своих неудачах, успехах и дальнейших планах. Предупредив, правда, о том, что работать в команде с неприемлемыми ценностями не будет. Но сегодня утром Абромавичус объявил, что вынужден уйти с должности министра в связи с коррупционным политическим давлением и резкой активизацией блокирования реформ.
“У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами… Эти отдельные люди имеют имена. И одно имя я все-таки хочу назвать. Это Игорь Кононенко“, – отметил министр.
Официально Игорь Кононенко – заместитель главы фракции БПП в Верховной Раде. Неофициально – партнер и друг Порошенко, давно считается серым кардиналом фракции и, судя по словам Абромавичуса и расследованиям в СМИ, его возможности выходят далеко за пределы Рады – особенно в части контроля за силовиками и государственными потоками и предприятиями.
В течение года, утверждает Абромавичус, Кононенко лоббировал своих людей на должность гендиректора Укртрансамиака, а подконтрольный ему депутат от БПП давил на назначения в Госвнешинформе, Нацагентстве по аккредитации Украины, предприятиях порошковой металлургии. Кульминацией этого кадрового конфликта Абромавичус назвал попытку Кононенко получить “собственного” замминистра в Минэкономики, который отвечал бы за Нафтогаз и другие крупнейшие государственные предприятия. “Кандидат просто принес полный пакет документов для назначения и заявил: “Я хочу стать вашим замом. Я в команде Кононенко, и моя кандидатура уже согласована наверху”. После этого мне поступил звонок из АПУ с настойчивой рекомендацией взять этого человека, а также еще одного – на должность заместителя по обороне”, – говорится в заявлении.
Абромавичус не назвал фамилию претендента на пост замминистра. Ее озвучил народный депутат от БПП Сергей Лещенко на своей странице в ФБ – в замминистры прочили нынешнего зампреда НАК Нефтегаз Украины Андрея Пасишника. Неудавшийся кандидат это подтвердил, но с добавкой, что они с Айварасом друзья, и он сам предложил себя в замы.
Откуда и зачем звонили
В окружении Абромавичуса говорят, что давление на Министерство началось еще в прошлом году. “Давили постепенно, но давно. Чем больше мы углублялись, тем больше давили”, – отметил ЛІГА.net заместитель министра экономики Максим Нефьодов.
Бывший советник Абромавичуса (на волонтерских началах), партнер Talent Advisors Роман Бондарь рассказал ЛІГА.net, что проблемы у Министерства экономики начались в конце лета – начале осени прошлого года, когда стало понятно, что запроса на реальные реформы у власти больше нет. “Работать становилось все сложнее, и наступил момент, когда мы поняли: то, на что мы раньше тратили минимум усилий, теперь дается колоссальным трудом. По сути, мы просто топчемся на месте. Конечно, когда команда долго работает, а результат – даже не ноль, а отрицательный, наступает разочарование”, – пояснил он.
Заместитель министра экономики Юлия Клименко (как и Наталья Микольская) подала в отставку вслед за Абромавичусом. “У нас не было возможности делать реформы. У нас не остается мотивов работать в министерстве. Мы не хотим тратить энергию на то, что не приносит конкретного результата”, – объяснила она ЛІГА.net свое решение. Что реформы тормозятся, стало понятно в сентябре прошлого года, объясняет она, но в последние месяцы это стало еще очевиднее.
Усиление сопротивления у Абромавичуса связывает с желанием политической верхушки оседлать все потоки в госсекторе. “Есть понятная бизнес-модель, которая за 20 с лишним лет независимости отработана до деталей: победившая власть садится на денежные потоки от крупнейших госпредприятий для финансирования собственной деятельности. Министры вынуждены либо встраиваться в эту логику, либо противопоставлять себя. Первым ушел Пивоварский, затем Павленко, сейчас Айварас”, – напомнил Бондарь.
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подал в отставку в декабре 2015 года. Свое решение в интервью ЛІГА.net он объяснил, в том числе, сложностями в общении с политиками. Через месяц с небольшим, в январе этого года, заявление (правда, по требованию фракции Самомопощь, к квоте которой он относился) написал аграрный министр Алексей Павленко.
Давление на Абромавичуса, как говорят его соратники, усилилось к Новому году, когда в сферу влияния Министерства экономики перевели крупнейшую газовую монополию – НАК Нафтогаз Украины. “Это резко усилило вес министерства и привлекательность позиции министра для тех, кто собирался держать под контролем эти процессы”, – объяснил Бондарь.
Противостояние дошло до того, что у Абромавичуса забрали государственную охрану.
На вопрос, какую конкретно вертикаль он имеет в виду, Бондарь ответил: “По сложившемуся положению вещей, существует квотный принцип назначения министров. В данном случае Айварас относится к квоте Администрации президента”.
“Звонки поступали из абсолютно разных органов, – добавила Юлия Клименко. – И из Администрации президента, и от народных депутатов, и некорректная ситуация была с Нафтогазом. За время работы у нас были “просьбы и предложения” от самых разных государственных органов. Это больше вопрос политической культуры. Они сначала просят, потом давят – такой процесс. И это системная проблема. Люди не различают государственные и частные интересы”.
Парламентский переполох
Фракция БПП стала второй в Верховной Раде этого созыва, публично оскандалившейся со своими смотрящими. Первым был Народный фронт, представитель которого Николай Мартыненко, соратник Яценюка, сложил свой депутатский мандат. Перед этим он стал фигурантом громкого скандала: его коллега по коалиции Сергей Лещенко обнародовал документы, из которых следует, что компания Мартыненко якобы получала откаты от контрактов Энергоатома и чешской Шкоды на поставку оборудования.
Тогда Кононенко сказал, что Сергею Лещенко не верит, но решение Мартыненко одобряет: “Это мужественный поступок, не игра”.
На скандал вокуг своего имени Кононенко отреагировал иначе. Обвинения в свой адрес он связал с предстоящим переформатированием правительства. Комментируя заявление Абромавичуса о попытках навязать ему в заместители смотрящего, который курировал бы госпредприятия и Нафтогаз, Кононенко сказал: “Я на эту тему с Абромавичусом не общался ни вербально, ни письменно. И никакого человека к нему не присылал”. Отвечая на вопрос ЛІГА.net, не хочет ли он сложить депутатский мандат, чтобы не подставлять президента, как это сделал Мартыненко, чтобы не ослабить удар по премьеру, Кононенко заявил, что слова Абромавичуса ничем не подкреплены. “Были “мурзилки” Наливайченко. Где сейчас “мурзилки” Наливайченко? Есть по ним какие-то вопосы?.. Потом были обвинения Корбана. Где сейчас Корбан и обвинения Корбана?” – сказал он.
Бывший министр Кабмина, депутат от НФ Остап Семерак признал в комментарии ЛІГА.net, что попытки лоббирования кадровых назначений в Кабмине – обычное дело. “Лично с Кононенко я не сталкивался, он тогда был депутатом Киевсовета. Но, работая в КМУ, каждый министр сталкивается с лоббированием”, – говорит он. По его мнению, если информация по Кононенко подтвердится, ему стоит сложить мандат. “Как он в итоге поступит – тяжело сказать. Посмотрим. Это тоже экзамен”, – считает он.
Народный депутат Виктор Чумак, который на прошлой неделе вышел из фракции БПП, считает, что решение по Кононенко должен принимать президент Петр Порошенко. На вопрос ЛІГА.net, что может и должна сделать фракция, Чумак ответил: “Это не дело фракции. Это репутационные удары по президенту. Я думаю, что президент должен реагировать. Мартыненко, Кононенко, Шокин… Пора принимать какие-то адекватные решения. Вся страна видит, говорит, и никто не реагирует – как это понимать? Я бы на месте Игоря Витальевича, как он и мне предлагает, положил мандат. Он бизнесмен, пусть и занимается бизнесом”.
Чумак утверждает, что фракция БПП решение по мандату Кононенко принять не сможет: “Фракции нет. Есть собрание людей с разными взглядами… Их лицами торгуют, а они отвечают за все собственной репуацией”. Он не исключает, что скандал с Кононенко может привести к выходу 10-15 депутатов из фракции БПП, которые входят в антикоррупционную платформу.
Народный депутат Сергей Лещенко в комментарии ЛІГА.net тоже допустил, что заявление Абромавичуса может привести к кризису во фракции БПП. “Но лучше кризис, чем коррупция”, – считает он.
Сегодня утром, сразу после заявления об отставке, Лещенко предложил вызвать Абромавичуса в Раду для обнародования фактов коррупции и вмешательства отдельных депутатов в деятельность госкомпаний. К вечеру необходимые подписи были собраны.
Удар по репутации Порошенко
Реакция международных партнеров на заявление Айвараса Абромавичуса была практически мгновенной. Послы ключевых стран ЕС, США и Канады выступили с резким заявлением, в котором выразили разочарование вероятной отставкой министра экономики. “Важно, чтобы украинские лидеры отбросили свои мелочные разногласия, навсегда оставили в прошлом корыстные интересы”, – говорится в совместном заявлении. Отдельной строкой в поддержку Абромавичуса выступил посол США в Украине Джеффри Пайет, назвав министра “одним из украинских великих чемпионов в реформах”.
Это прямой сигнал президенту Петру Порошенко по поводу его кадровой политики и сомнительных связей. Тем более, что в украинском политикуме между фигурами Порошенко и Кононенко часто ставят знак равенства. Выход, который позволит президенту сбросить этот репутационный балласт – посоветовать Кононенко сложить полномочия и реально сотрудничать с НАБ. Рассматривает ли он такой вариант, пока непонятно. На скандал вокруг своего партнера Порошенко отреагировал только вечером, да и то обтекаемой публикацией в Фейсбуке: “Встретился и побеседовал с Айварасом Абромавичусом… Считаю, что Айварас должен оставаться министром и продолжать реформы. Он ушел думать”. Игорь Кононенко, добавил президент, будет сотрудничать с Национальным антикоррупционным бюро в расследовании этого дела.
При любом развитии событий, спустить этот конфликт на тормозах Порошенко вряд ли удастся: Абромавичус ясно дал понять, что роль говорящей головы без полномочий в Кабинете министров не для него, а Запад – что кадровые подходы президента не выдерживают никакой критики. С учетом давнего недовольства западных партнеров еще и генеральным прокурором Виктором Шокиным, о чем они говорят уже прямым недипломатическим текстом, вариантов у Порошенко не так уж и много.