К первой в новом году пресс-конференции Петра Порошенко, которая состоялась 14 января в “Мыстецком арсенале”, еще будут не раз возвращаться. Во-первых, это был отчет президента о сделанном за последнее время. Во-вторых, он поставил Украине диагноз и указал ее ориентиры на будущее. Так сказать, повестку дня страны — то, на что мы будем равняться и к чему, по идее, стремимся. Но вопросов к президенту тяжелобольной страны осталось много, и жаль, что не удалось их задать. Тем более, что во вступительном слове главы государства не прозвучало ничего нового – по большому счету, оно было созвучно тезисам его же новогоднего поздравления.
Полтора часа для того, чтобы расспросить президента — это, конечно, чертовски мало. Организаторы почему-то решили, что прессе будет интереснее послушать колядников, которых пригласили под самый конец пресс-конференции, но, увы, это не то, для чего все собрались. Не обратив на хор особого внимания, толпа с диктофонами и телекамерами ринулась за президентом, и охрана еле спасла его…
Тут еще надо сказать, что из этих полтора часа около 20 минут заняло вступительное слово президента. Даже беглый анализ сказанного Порошенко показывает, что оно было созвучно тезисам его же новогоднего поздравления. Судите сами. Поздравляя украинцев с наступающим Новым годом, президент сказал: “Мы выстояли и сохранили страну. Стали не только старше, но и мудрее и сильнее …” А вот уже цитата из сегодняшнего монолога: “Сегодня мы можем твердо сказать, что страна выстояла и создала предпосылки для развития — это главный результат 2015 года”. Примеров такой схожести обоих посланий хватает. В поздравлении было сказано: “С первого января начинает действовать углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли с Евросоюзом”. А вот что подчеркнул Порошенко в своем выступлении перед журналистами: “Вопреки сумасшедшему противодействию Кремля, с 1 января начала в полном объеме действовать углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли с Европейским союзом”. И опять Порошенко сказал, что снята угроза полномасштабного наступления России на Украину, и что безвизовый режим становится реальностью и что заработали «новые и политически независимые антикоррупционные органы”.
И вообще, “в будущее мы смотрим с надеждой и оптимизмом”. “И хотел бы этим оптимизмом увлечь каждого из вас, как можно больше людей”. (первая цитата взята из новогоднего поздравления, вторая — из выступления на пресс-конференции).
Возможно, стоило обойтись без вступления, коль оно несло старые послания и дать больше времени журналистам?
Хотя, конечно, хорошо, что президент настроен оптимистически. И своим вступительным словом, и ответами он это ясно давал понять. Порошенко говорил о необходимости проведения давно назревшей реформы системы здравоохранения. А еще он ожидает “существенного” замедления инфляции в стране и даже спрогнозировал “миллиардные инвестиции” в украинскую экономику. Дай Бог, чтобы все это получилось…
Порошенко раздавал новые обещания и оправдывался, почему не выполнил старые. Так, в ответ на напоминание о “Рошене”, он заявил, что свою долю в корпорации передал в независимый “слепой” траст. И ничего, что перед президентскими выборами говорил о ее продаже… Во время пресс-конференции он так и не сказал четко о встрече с Борисом Грызловым, оставив его безымянным представителем Трехсторонней контактной группы. И лишь потом, убегая от журналистов, он произнес его имя, сказав, что разговора тет-а-тет не было, но так и не ответив, почему Грызлов, находящийся под санкциями Евросоюза, оказался в Киеве…
А еще Порошенко ни словом не вспомнил о перспективах голосования за изменения в Конституцию в части децентрализации с нормой о Донбассе. И непонятно, будет или нет это самое голосование, есть ли надежда, что соберут необходимое количество голосов депутатов… И какой у президента план “Б”, если по каким-то причинам документ провалится в сессионном зале. Что тогда будет с минскими соглашениями, и неужели страна опять ввергнется в войну?
Порошенко считает, что олигархов удалось в значительной степени отделить от власти и государственных денег. Но журналистам не дали возможность задать вопрос о нынешних взаимоотношениях президента с известными бизнесменами Ринатом Ахметовым, Игорем Коломойским и Дмитрием Фирташем. А сам не он захотел честно ответить о характере отношений с Игорем Кононенко, Михаилом Саакашвили и его другими политическими соратниками.
Двусмысленность, полуправда, пустые обещания ударят по самому президенту. Он скоро почувствует это. Плохо, что вместе с ним это ощутит и страна, считает Апостроф.