Для разработки детальной пошаговой стратегии реформ всего сектора обороны и безопасности в Украине был нанят один из ведущих американских аналитических центров “Rand corporation”, который быстро добился поддержки в структурах НАТО и в ряде структур украинской власти. Проекты были рассчитаны на реализацию в течение двух лет — до конца 2017 года. Однако после их презентации политическое руководство поспешило не принимать никаких решений по срокам реализации стратегии “Рэнда”, пишет журналист и военный аналитик Юрий Бутусов в своей статье для ZN.UA.
“Наиболее болезненным для президента вопросом является прямое подчинение ему начальника Генштаба. Начальник Генштаба Муженко уверяет президента, что подчиненная ему армия — надежная опора Порошенко в случае не только агрессии, но и внутриполитических кризисов. И президент с Муженко в этом вопросе соглашается. Поэтому вопрос прямого подчинения ГШ президенту для Порошенко является принципиальным. Используя этот мотив, начальник Генштаба всеми силами оберегает свою полную автономию от Министерства обороны”, – пишет автор.
Вместе с тем, Генеральный штаб решил выйти из неудобной ситуации старинным украинским бюрократическим маневром — создал широкие рабочие группы для обсуждения подходов к внедрению стратегии, чтобы таки образом перевести дело в “долгий ящик” и подменить реальные решения процессом согласования. В итоге никаких продвижений в реализации стратегии “Рэнда” не было до начала декабря.
Ситуация резко изменилась после визита в Украину вице-президента США Джозефа Байдена.
“По данным источников ZN.UA…Байден напрямую задал вопрос о причинах пробуксовки проекта внедрения стратегии “Рэнда”, которая пользуется доверием в структурах НАТО…Визит Байдена резко изменил подходы к реализации стратегии. Президент дал ряд конкретных распоряжений, чтобы проект “Рэнда” начал воплощаться. Но произойти это должно только в следующем, 2016 году”, – отмечает Бутусов.
“В стратегию будет внесено одно важное изменение. Пункт, предполагающий выведение Генштаба из прямой вертикали подчинения президенту, должен быть реализован в самом конце реформы, к исходу 2017 года”, – подчеркивает военный эксперт.
Другие пункты, по словам автора, президент неофициально обещал реализовать.