Во многих крупных городах Украины после окончания местных выборов политическая борьба только начинает набирать обороты. Для внедрения эффективных изменений новой власти на местах нужно иметь политическую волю и опираться на определенный консенсус среди местных элит. Однако так случается далеко не везде – мэр и большинство в городских советах могут иметь диаметрально противоположные взгляды и принадлежать к разным политическим лагерям, пишет «Слово и Дело».
В таком случае есть два выхода: либо настроиться на конструктивную работу, уступив политическим амбициям и договорившись об определенных правилах игры; или пойти на публичный конфликт, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. При этом следует отметить, что главные противоречия между мэрами и горсоветами будут проходить не на уровне защиты интересов избирателей (хотя прецеденты возможны), а на попытках построить себе более мощную площадку для дальнейшего роста политических рейтингов.
Впервые после местных выборов-2015 в Украине складывается уникальная ситуация. Смена политических конфигураций, которые проходят на региональном уровне, будет осуществлять влияние на решения центральной власти.
С другой стороны, состязательность между командой мэра и депутатским большинством в горсовете может стать залогом принятия более качественных решений для жителей того или иного города. К тому же, любые конфликтные ситуации будут находиться под постоянным наблюдением СМИ, что придаст «тонуса» политической жизни регионов. На самом деле, опасностей следует ожидать от конфигураций, когда и большинство в горсовете, и мэр являются политическими соратниками.
Ярким примером может служить скандал вокруг избрания мэром Кривого Рога выдвиженца от «Оппозиционного блока» Юрия Вилкула. Несмотря на то, что его конкурент – кандидат от «Самопомощи» Юрий Милобог – обжаловал результаты выборов, уже через день после объявления официальных результатов Вилкул на сессии городского совета был официально представлен в качестве нового главы города. Следует отметить, что само заседание длилось всего 18 минут, а самой крупной фракцией в Криворожском городском совете является «Оппозиционный блок» (29 депутатов из 64-х). Очевидно, ситуация в Кривом Роге – яркий пример того, что даже легитимно избранный горсовет не заработает, пока вопрос с нарушениями во время 2-го тура выборов мэра не будет исчерпан. Так, активисты и сторонники партии «Самопомощь» уже заблокировали помещение горсовета.
Местные выборы-2015 четко показали: даже существенное обновление депутатского состава не означает реальных изменений в «правилах игры». Подходы остаются прежними: уже новые депутаты делят сферы влияния, соревнуются за доступ к ресурсам города, пытаются во что бы то ни стало дискредитировать оппонентов. Поэтому политические баталии на местном уровне не станут чем-то исключительным. А в некоторых городах со временем могут перерасти в настоящую «политическую войну».
Черкассы
Похоже, что самая сложная ситуация с определением модели политического сосуществования сложилась в Черкасском горсовете. Новоизбранный мэр – представитель «Батькивщины» Анатолий Бондаренко – победил во втором туре экс-мэра областного центра, выдвиженца от партии «Свободные демократы» Сергея Одарича. Последний завел самую многочисленную фракцию в горсовет, которая насчитывает 8 депутатов. Самое интересное, что и Бондаренко, и Одаричу будет крайне трудно найти потенциальных союзников среди других фракций в горсовете. «БПП» и «Батькивщина» получили по 6 мандатов, «Самопомощь», «Свобода» и местная политическая сила «Черкасчане» – по 5, «УКРОП» – 4 и «Радикальная партия» – 3 мандата. Ни один из политических игроков не видит ни формальных, ни реальных оснований идти в коалицию к своему потенциальному конкуренту. Можно предположить, что коалиция будет работать на уровне объединения между «БПП», «Самопомощью» и «Батькивщиной» (вместе – 17 депутатов), однако такая конфигурация будет достаточно неудобной для новоизбранного мэра. Кроме того, для принятия решений в совете, который насчитывает 42 депутата, нужно иметь большинство хотя бы в 22 голоса. Поэтому длительных переговоров или таких же политических баталий не избежать.
Луцк
На Волыни убедительную победу и в областной, и в городской совет получила партия «УКРОП». Правда, в самом Луцке городским головой стал кандидат от «БПП» Николай Романюк. Интриги противостоянию добавляет и конфликт на общенациональном уровне между пропрезидентской политсилой и командой бизнесмена Игоря Коломойского. Поэтому выяснения отношений в Луцком горсовете не избежать: наибольшая фракция партии «УКРОП» (15 мандатов) может рассчитывать на поддержку кого-либо из своих политических союзников. Ими могут стать фракции «Свободы» (5 мандатов), «Батькивщины» (4 мандата) и «РПЛ» (3 мандата). Вероятнее всего, «укроповцев» поддержат «Свобода» и «РПЛ», а это в сумме – уже большинство в 23 депутата (общее количество – 42 депутата). Тогда как пропрезидентская сила, которая получила 8 мандатов, может рассчитывать на поддержку лишь «Самопомощи» (4 депутата) и партии «Гражданское движение «Народный контроль» (3 депутата).
Житомир
В Житомирском горсовете основное противостояние будет проходить между двумя фаворитами электоральных предпочтений избирателей – пропрезидентской «БПП» и «Батькивщиной». Обе партии получили почти равное количество мандатов в горсовете: «БПП» – 11, «Батькивщина» – 10. Впрочем, новоизбранный мэр города Сергей Сухомлин вовремя позаботился о политических союзниках, еще до второго тура выборов договорившись о поддержке партии «Самопомощь» и ее кандидата Натальи Чиж. Последняя уже избрана секретарем горсовета – за ее кандидатуру проголосовали 24 депутата. Сложность ситуации в том, что коалиция «БПП» и «Самопомощи» в целом насчитывает 19 депутатов (из 42-х от общего количества), а это значит, что для результативных голосований нужно еще минимум 3 голоса. Однако среди вероятных претендентов в союзники выбор невелик: есть еще 3 фракции – «Свобода», «Оппозиционный блок» (по 5 депутатов в каждой), «РПЛ» (4 депутата). Пропрезидентская команда и публично, и в кулуарах горсовета уже неоднократно обвиняла фракцию «Батькивщины» в сотрудничестве с «Оппозиционным блоком». Мол, стала реальностью давняя мечта образца 2008 года так называемой «широкой коалиции» между «БЮТ» и «Партией регионов». Впрочем, совсем не исключено, что именно голоса депутатов из «Оппозиционного блока» станут наиболее востребованными для мэра и провластного большинства при принятии судьбоносных решений. На Житомирщине сотрудничество бывших «регионалов» с некоторыми представителями нынешней правящей команды уже давно не редкость. Вспомним лишь прошлогодний пример, когда в 63-м одномандатном округе во время внеочередных парламентских выборов победу одержал бывший «регионал» Александр Ревега, который вскоре оказался в составе фракции «БПП». Впрочем, не исключено, что «Батькивщина» также может серьезно подпортить планы мэра Сухомлина, если приобщит к своим голосованиям фракции «Свободы», «РПЛ» и «Оппозиционного блока». Даже в ситуативном объединении эти фракции вместе будут иметь 24 голоса, чего вполне хватит для блокирования любых провластных инициатив.
Полтава
Не менее интересной будет ситуация в еще одном крупном городе центрального региона Левобережной Украины. В Полтаве во второй раз мэром стал выдвиженец от партии «Совесть Украины» Александр Мамай. В 2012 году Мамай изменил свои политические предпочтения в пользу «Партии регионов». Впрочем, вовремя опомнившись, сумел возродить бренд собственной политической силы «Совесть Украины», которая во второй раз выдвинула его кандидатуру в мэры Полтавы. Мэр известен своей благотворительной деятельностью и поддержкой социально незащищенных слоев населения. В городском совете Мамая поддержит фракция «Совести Украины», которая сумела получить 7 мандатов. Вероятного противостояния между горсоветом и мэром не избежать: больше всего мест в сессионном зале получила фракция «БПП» – 8 мандатов. Их союзниками могут оказаться депутаты от «Самопомощи (4 мандата) и «Партии простых людей Сергея Каплина» (5 мандатов). Лидер последней политсилы уже традиционно противостоит Александру Мамаю и его команде еще с 2013 года. Впрочем, в Полтавском горсовете есть еще 3 депутатские фракции, которые могут спутать все карты, и без помощи которых ни мэру, ни пропрезидентской команде не обойтись. Это «Ридне мисто» (7 мандатов), «Свобода» (6 мандатов) и «Батькивщина» (5 мандатов). Интересно, что большинство депутатов от партии «Ридне мисто» в той или иной степени ранее были связаны с «Партией регионов» и представляли интересы предыдущей власти на Полтавщине. Так, лидер этой политсилы Александр Удовиченко с марта 2010-го по февраль 2014-го возглавлял Полтавскую ОГА.
Николаев
Достаточно конфликтно может разворачиваться ситуация в Николаевском горсовете. Во втором туре мэрских выборов победу неожиданно одержал кандидат от «Самопомощи» Александр Сенкевич, победив выдвиженца от «Оппозиционного блока» Игоря Дятлова. Работать новому мэру будет крайне трудно, ведь фракция «Самопомощи» в горсовете насчитывает 10 депутатов, а «Оппозиционный блок» без 2-х голосов насчитывает почти единоличное большинство (сейчас – 26 мандатов). Еще по 9 депутатов имеют фракции «БПП» и «Нашего края», которые гипотетически могут подставить плечо «Самопомощи» и ее мэру. В таком случае правящая коалиция будет насчитывать 28 голосов, однако такое хрупкое преимущество может быть очень легко нарушено, если «Оппозиционный блок» сможет сагитировать в свою фракцию хотя бы нескольких депутатов.