Экстремистская группировка “Исламское государство” заявила о себе в 2014 году, захватив обширные территории в Сирии и Ираке. Группировка быстро приобрела зловещую известность благодаря изощренной жестокости, с которой она расправлялась со своими врагами, в том числе – с помощью массовых убийств, похищений и публичных обезглавливаний.
Тем не менее, “Исламское государство” (деятельность организации в России запрещена) получило относительно широкую поддержку среди радикалов в исламском мире, а международная коалиция, возглавляемая США, поставила целью уничтожить группировку.
Чего хочет “Исламское государство”
В июне 2014 года группировка формально провозгласила установление “халифата”, государства, управляемого по законам шариата, во главе которого стоит халиф, наместник бога на земле.
После чего “Исламское государство” потребовало, чтобы все мусульмане мира, где бы они ни проживали, присягнули на верность его лидеру – Ибрахиму Авваду Ибрахиму Али аль-Бадри, более широко известному как Абу Бакр аль-Багдади, и перебрались на контролируемые им территории.
ИГ также заявило, что все остальные джихадистские группировки мира должны признать его верховную власть. Многие из них так и поступили, в том числе несколько фракций, отколовшихся от главного конкурента “Исламского государства” – “Аль-Каиды”.
Провозглашенная цель ИГ заключается в том, чтобы уничтожить препятствия на пути установления царства Аллаха на земле и защитить всемирную мусульманскую общину, или умму от неверных и отступников.
Группировка с восторгом отнеслась к перспективе прямой конфронтации с международной коалицией, возглавляемой США.
Это противостояние с точки зрения ИГ является предвестником последней битвы между мусульманами и их врагами, которая произойдет непосредственно перед концом света, за которым последует Судный день или Киямат.
Апокалиптические предсказания в пропаганде ИГ
В исламской эсхатологии (религиозные представления о конце света и загробной жизни) сирийский город Дабик, расположенный в 10 км от границы с Турцией считается местом мусульманского Армагеддона, или последней битвы перед концом света.
Поэтому имя “Дабик” было выбрано в качестве названия пропагандистского издания “Исламского государства”.
Считается, что пророк Мухаммед сказал: “Конец света не наступит до тех пор, пока мусульмане не изгонят “римлян” (большинство исламских богословов считает, что так называются “христиане”) из аль-Амака или Дабика”.
“Исламское государство” всеми силами стремится к тому, чтобы решающее сражение с международной коалицией произошло именно в этом районе.
“Исламское государство” ожидает армию “Рима”, чье поражение при Дабике будет означать начало апокалипсиса.
Откуда растут корни ИГ?
Начало “Исламского государства” связывают с иорданцем Абу Мусадом аз-Заркави, создавшим в 2002 году группировку “Единобожие и джихад” (Al-Tawhid wa al-Jihad).
Через год после начала войны в Ираке Заркави присягнул на верность Усаме бин Ладену и сформировал “Аль-Каиду в Ираке”, группировку, ставшую одной из главных сил, противостоявших международной коалиции в иракской войне.
После смерти Заркави в 2006 году “Аль-Каида в Ираке” создала дочернюю организацию “Исламское государство в Ираке”.
Однако особого успеха она не имела: американские войска оттеснили ее по всем направлением, а Совет старейшин суннитских арабских племен “Ас-Сахва” категорически отверг культивируемые ею жестокость и насилие.
Багдади, одно время содержавшийся в качестве подозреваемого в американском лагере “Букка” на территории Ирака, стал лидером группировки в 2010 году и незамедлительно принялся за ее восстановление. К 2013 году ее сторонники осуществляли десятки террористических нападений в Ираке в месяц.
Затем “Исламское государство в Ираке” присоединилось к радикальным силам, противостоящим сирийскому президенту Башару Асаду, организовав еще одну группировку – “Фронт ан-Нусра”.
В апреле 2013 года Багдади заявил о слиянии своих сил в Ираке и Сирии и образовании “Исламского государства Ирака и Леванта” – ИГИЛ.
Лидеры “Аль-Каиды” и “Ан-Нусры” это объединение отвергли, однако в обеих группировках нашлось достаточно сторонников Багдади, которые, отколовшись от своих лидеров, помогли ИГИЛ закрепиться в Сирии.
В конце декабря 2013 года ИГИЛ вновь обратила основное внимание на события в Ираке, удачно воспользовавшись политическим противостоянием между шиитским правительством страны и суннитским меньшинством.
С помощью бывших соратников Саддама Хусейна и недовольных лидеров суннитских общин ИГИЛ удалось захватить город Фаллуджа.
В июне 2014 года боевики ИГИЛ захватили крупный город Мосул на севере Ирака и стали активно продвигаться по направлению к Багдаду, уничтожая своих противников и грозясь полностью истребить многие этнические и религиозные общины страны.
К концу июня, захватив несколько десятков городов и деревень, ИГИЛ провозгласила создание халифата и поменяло свое название просто на “Исламское государство”.
Какую территорию контролирует ИГ?
В сентябре 2014 года директор Национального центра по борьбе с терроризмом США Мэтью Олсен заявил, что ИГ контролирует большую часть территории в бассейне рек Тигр и Ефрат, площадью примерно в 210 тысяч кв. км, что сравнимо по площади с территорией Британских островов.
Семь месяцев спустя представители армии США утверждали, что “Исламское государство” потеряло около четверти своей территории в Ираке (от 13 тыс. до 15,5 тыс. кв км). Однако контролируемая ИГ территория в Сирии остается практически без изменений: потери в одних местах компенсируются захватами в других.
Однако эти цифры не совсем отражают реальное положение вещей. В действительности силы ИГ целиком и полностью контролируют лишь небольшую часть этой территории, которая включает большие и малые города, главные дороги, нефтяные месторождения и военные объекты.
Они могут свободно передвигаться в малонаселенных районах за пределами того, что в военных учебниках называется “зоной контроля”, но вряд ли сумеют эти территории защитить.
В то же время не до конца понятно, какое именно количество людей оказалось на территориях, полностью или частично находящихся под контролем ИГ в Сирии и Ираке.
В марте 2015 года президент Международного комитета Красного Креста Петер Маурер считал, что их число превышает 10 миллионов.
В тех областях, где ИГ претворила в жизнь свое бескомпромиссное понимание законов шариата, женщины обязаны полностью закрывать лицо, публичные обезглавливания стали привычным зрелищем, а немусульмане должны выбирать между уплатой специального налога, переходом в ислам или смертью.
Что происходит за пределами Ирака и Сирии?
К концу 2015 года ИГ стала брать ответственность за нападения за пределами контролируемой ею территории.
Ее “дочернее предприятие” (политологи и журналисты часто употребляют принятые в бизнесе термины для характеристики взаимоотношений между различными террористическими группировками) – группа “Вилайат Синай” из Египта заявила, что уничтожила российский пассажирский самолет над Синайским полуостровом, убив 228 человек.
ИГ также взяла ответственность за двойной взрыв в столице Ливана Бейруте, который убил по меньшей мере 41 человека.
Ливанские боевики из военизированной шиитской группировки “Хезболла” сражаются в соседней Сирии на стороне врага ИГ, президента Башара Асада.
И, наконец, 13 ноября, по меньшей 128 людей были убиты в серии террористических нападений на Париж.
ИГ заявило, что это их рук дело. Президент Франсуа Олланд назвал эти нападения актом войны. Французская авиация нанесла удары по позициям “Исламского государства” в Сирии.
Сколько бойцов сражается за ИГ?
В феврале 2015 года директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер сказал, что под ружьем у ИГ состоит “где-то между 20 и 32 тысячами бойцов” в Ираке и Сирии.
Но он также отметил, что ряды ИГ “существенно поредели” после начала авиаударов, которые наносит возглавляемая США коалиция с августа 2014 года.
В июне 2015 года заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен отметил, что в результате авиаударов более 10 тысяч бойцов ИГ были убиты.
Для компенсации потерь “Исламское государство” прибегло к насильственному набору в армию.
Иракский эксперт Хишам аль-Хашими полагает, что только треть солдат ИГ является ее убежденными сторонниками, остальные же были вынуждены вступить в армию либо из страха, либо по принуждению.
При этом значительное число боевиков ИГ не является ни иракцами, ни сирийцами.
В октябре 2015 года директор Национального центра по борьбе с терроризмом США Николас Расмуссен заявил в конгрессе, что в рядах ИГ сражается более 28 тысяч иностранцев. Из них, по меньшей мере, 5000 приехали из стран Запада, включая около 250 – из США.
Исследования, проведенные лондонским Центром по изучению радикализации и политического насилия, показывают, что большинство иностранных бойцов ИГ происходят из соседних арабских стран, таких как Тунис, Саудовская Аравия, Иордания и Марокко.
Каким оружием располагает ИГ?
Боевики ИГ располагают довольно широким спектром легких и тяжелых вооружений, включая пикапы с установленными на кузове пулеметами, ракетные установки, средства противовоздушной обороны и переносные зенитные ракетные установки.
Кроме того, им удалось захватить танки и бронемашины у сирийской и иракской армий. Среди боевой техники, захваченной у иракской армии, оказались и американские военные вездеходы “Хамви” и бронемашины с усиленной противоминной защитой, изначально разработанные для армии США.
Некоторые из них боевики ИГ набивали взрывчаткой и использовали в терактах с катастрофическими результатами.
Есть мнение, что ИГ максимально диверсифицировало схему поставок оружия, что обеспечивает постоянный приток нового оружия.
Благодаря значительным запасам современных вооружений, ИГ смогла оттеснить курдское ополчение пешмерга с занимаемых позиций в августе 2014 и иракскую армию из Рамади в мае 2015 года.
Откуда ИГ берет деньги?
“Исламское государство”, возможно, является, самой богатой террористической группировкой в мире.
Изначально она существовала на пожертвования богатых частных доноров и исламских благотворительных организаций на Ближнем Востоке, стремящихся сместить сирийского президента Башара Асада.
Хотя этот источник по-прежнему используется, например, для того, чтобы оплачивать дорогу в Сирию для иностранных боевиков, но, в основном, ИГ перешла на самофинансирование.
Министерство финансов США считает, что в 2014 году, доходы ИГ могли составлять несколько миллионов долларов в неделю, или около 100 миллионов долларов за год.
Эти деньги группировка выручала от продажи сырой нефти и нефтепродуктов местным посредникам, которые, в свою очередь, контрабандой переправляли их в Турцию и Иран, или же продавали их правительству Сирии.
Однако целенаправленные удары по нефтяной инфраструктуре привели к тому, что эти доходы в настоящий момент значительно сократились.
Кроме того, выкупы за похищенных заложников в 2014 году составили еще 20 миллионов долларов, и еще несколько миллионов были в той или иной форме конфискованы у людей, оказавшихся на подконтрольных боевикам территориях.
Похищенных девушек и женщин продают в сексуальное рабство, и это тоже приносит финансовый доход.
Почему ИГ широко рекламирует свою жестокость?
Члены ИГ относятся к экстремальной ветви суннитского ислама и считают себя единственными истинными правоверными мусульманами.
Они утверждают, что весь остальной мир населен неверными, которые хотят уничтожить ислам, что с их точки зрения, оправдывает нападения как на других мусульман (например, шиитов, суфиев и т.д.), так и на немусульман.
Обезглавливания, распятия или массовые расстрелы призваны внушить ужас врагам.
Джихадисты считают, что эти действия оправданы в Коране и Хадисах (высказываниях пророка, затрагивающих религиозно-правовые аспекты жизни мусульман), однако многие мусульмане это заявление категорически отвергают.
Даже лидер “Аль-Каиды” Айман Завахири отмежевался от действий ИГ в Сирии в 2014 году.
Десять лет назад, в 2005 году Завахири предупреждал Заркави, что из-за своей жестокости он потеряет “сердца и умы мусульман”.
Источник: Би-би-си