10 ноября журналисты Рейтер опубликовали расследование, в котором, ссылаясь на слова замглавы Газпромбанка Андрея Акимова, называют руководителя проекта “Иннопрактика” Катерину Тихонову дочерью Владимира Путина.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что “может опровергнуть” данные агентства Рейтер.
В пресс-службе Газпромбанка в свою очередь утверждают, что агентство Рейтер приписало Андрею Акимову слова о том, что Тихонова – дочь президента.
В Рейтер настаивают, что разговор с Акимовым был записан и в материале его слова переданы точно.
По официальной информации, у Путина есть две дочери – Мария 30 лет и Катерина 29 лет. В интервью ТАСС в прошлом году Путин рассказал, что его дочери живут в Москве и он встречается с ними примерно раз в две недели.
Би-би-си побеседовала с автором материала агентства Рейтер, специальным корреспондентом Стивеном Греем.
Стивен Грей: Всё, что касается двух дочерей Путина, которые уже выросли, но которых он так успешно скрывал все эти годы, окружено непроницаемой завесой тайны. Их имена, имена людей, с которыми они живут, их карьера, их мужья, их благосостояние – это всё скрывается. Поэтому пришлось, конечно, покопаться, чтобы что-то узнать и подтвердить, кто они такие и чем они занимаются.
Би-би-си: И что конкретно вы узнали?
С.Г.: Мы узнали, что старшая дочь работает на исследовательской должности в университете, она замужем за голландцем. После замужества ее зовут Мария Фаассен. Она научный сотрудник МГУ имени Ломоносова.
А с младшей дочерью история поинтереснее, и карьера у нее сложилась довольно впечатляющая. Мы знаем, что она занималась востоковедением, специализируясь на изучении японского языка в Санкт-Петербургском университете.
Но в то же время она оказалась и талантливым математиком, сделавшим научную карьеру в МГУ. Она писала самые разные статьи для научных журналов, даже на тему веса в космосе.
Она руководитель фонда, двух фондов в университете. Она стала заместителем проректора МГУ, несет ответственность за многомиллионные контракты.
Она также возглавляет проект по расширению МГУ или по меньшей мере является одним из руководителей этого проекта. Она еще и очень талантливый танцор-любитель, занимается акробатическим рок-н-роллом. Выдающаяся женщина.
Би-би-си: То есть ни о каких темных делах речь не идет? Вы сказали, что дочерей президента окружает повышенная секретность. Как вы думаете, почему это так?
С.Г.: Причина, очевидно, в том, что он хочет защитить их настолько, насколько это в его силах. Он не считает правильным отчитываться о том, чем занимаются его дети. С другой стороны, Катерине Тихоновой, которую мы считаем его дочерью, уже 29 лет и она занимает публичную должность.
Путин всеми способами дает понять, что он хочет остаться на своем посту, нет никаких признаков того, что он в скором времени уйдет. В этой связи закономерный вопрос: как он планирует организовать преемственность власти?
Еще один вопрос: что произойдет с властью в России, когда она перейдет от поколения Путина к следующему поколению?
В этом стоит разобраться. И потом, Катерина занимается общественной деятельностью, у нее в руках общественные средства. Резонно спросить: преуспевает ли она так только потому, что является дочерью президента?
Би-би-си: И ваши выводы?
С.Г.: Один из наиболее примечательных моментов – это то, что ей помогают люди, которые очень близки Путину.
Она никогда публично не заявляла, что она имеет какое-то отношение к президенту. Но вот они вокруг нее – команда советчиков, включая двух человек, знавших ее еще ребенком.
Это – Сергей Чемезов, глава корпорации “Ростех” и Николай Токарев, президент компании “Транснефть”. Они оба были офицерами КГБ в Дрездене, в Германии, жили с Путиным и его семьей в одном доме.
И вы посмотрите, как Катерина уже преуспела в жизни.
И мы возвращаемся к тому, с чего начали – выросло новое поколение сыновей и дочерей элиты, очень близкой к Путину. И они потрясающим образом преуспели благодаря своей связи с президентом России.
Многие из них стали миллиардерами. И получается, что привелигированное положение родителей наследуется детьми.
Би-би-си: Катерина тоже миллиардер?
С.Г.: Мы выяснили, что она называет себя женой некоего 33-летнего Кирилла Шамалова, который, как я полагаю, является сыном очень близкого друга Путина – Николая Шамалова.
Николай Шамалов пострадал от санкций как раз из-за своих отношений с Путиным. Он совладелец банка “Россия”. Похоже, эта связь зеркально отражается в следующем поколении.
Кирилл – владелец огромного состояния, которое мы оцениваем примерно в 2 миллиарда долларов. Ну, то есть вдвоем с Катериной они – миллиардеры. Мы нашли дом на юге Франции, которым они владеют. И это лишь малая часть их богатства.
Би-би-си: Таким образом, новые олигархи вырастают из детей и старых друзей? Вы так считаете?
С.Г.: Нынешнему ближнему кругу, конечно, досталось много привилегий и средств.
Мы разговаривали с российским оппозиционером Алексеем Навальным, который эту систему называет “неофеодальной”.
Он говорит, что в сегодняшней России это нормально, когда госкомпании и госбанки возглавляют дети бывших сотрудников спеслужб и их назначают на эти должности, когда им нет еще и 30 лет.
И это больше, чем династическое наследование, говорит он. Дети не просто наследуют посты от родителей, но им еще и оставляют право выбора этого поста. Так эту ситуацию видит Навальный.
Би-би-си: Навальный – хорошо известная фигура оппозиции. И Кремль может сказать, что только он и мог заявить нечто подобное.
С.Г.: А он и скажет. Хотя, конечно, примечательна вся эта завеса тайны. Никто из тех, у кого мы пытались взять интервью, включая дочерей Путина и остальных детей крупных чиновников, не был готов это обсуждать.
Би-би-си: Так вам удалось к ним приблизиться? Вы их видели?
С.Г.: У кого-то нам удалось взять интервью, но не под запись. Реакция примерно одинаковая – не надо обсуждать или вмешиваться в наши личные дела.
Вопрос о том, кто на самом деле дочери Владимира Путина – это предмет слухов и сплетен, но при этом все настаивают на том, что эти женщины сами заработали все свои капиталы.
Эти молодые люди считают, что они заработали эти деньги своим трудом. Однако примечательно следующее: они из семей тех, кто преуспел в годы пребывания Путина у власти, те же Роттенберги, заработавшие состояния на энергетике.
В первую очередь, это Аркадий Роттенберг, но и два его сына были исключительно успешны. Сергей Иванов, глава президентской администрации, бывший генерал КГБ и его сын, Сергей Иванов-младший – директор Газпромбанка и председатель правления крупной страховой компании “Согаз”.
И еще сыновья двух крупных чиновников. Андрей Муров, сын генерала КГБ Евгения Мурова, который возглавляет ФСО, отвечающую за безопасность Путина. И Дмитрий Патрушев, сын секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева.
Они оба довольно молоды и при этом возглавляют крупные компании. Вопрос не в том, есть ли у них способности для этого, а в том, что и у других есть такие же способности и достижения, чтобы занять эти должности.
Происходит следующее: российский президент находится у власти и ничем не показывает, что хотел бы от власти уйти. Возможно, он пытается обезопасить свое будущее с помощью этого нового поколения, преданного ему и его ближайшим друзьям.
Би-би-си: Как вы думаете, удивятся ли россияне, узнав об этой преуспевающей группе привилегированных лоялистов?
Стивен Грей: Я думаю, это станет для людей сюрпризом, когда они увидят, насколько распространено семейное влияние.
Каждый знает, что есть некие люди, делающие гигантские деньги, и остальные это терпят, потому что так работает система в России. Пенсии платят, поезда ходят.
Но в момент, когда экономика находится под большим давлением, люди начинают интересоваться, будет ли ухудшаться качество предоставляемых им услуг, отвечает ли их интересам и потребностям эта система покровительства и может ли успешно развиваться государство, в котором столь многое завязано на отношениях с президентом.