Самая популярная тема последних дней среди знакомых: «Ну, вот и что делать? Во второй тур, по всем прогнозам, выходят Гранатуров и Дятлов. Нас опять ставят перед выбором – искать меньшее зло. Надоело, тем более эти оба – зло примерно одинаковое».
Да не примерно одинаковое, а одно и то же. Как бы они сегодня сами себя не называли. Партия регионов, «собиравшая» в Николаеве на выборах большинство, никуда не делась. Ее электорат никуда не делся. Он по-прежнему информационно кормится из российского телевизора, вспоминает СССР (кто постарше), не хочет никаких реформ, потому что боится, ностальгирует по недавнему прошлому, оправдываясь тем, что «Янукович сам брал и нам жить давал».
Партия регионов сегодня разделилась на 4 партии – Оппозиционный блок, Наш край, Видродження и Нова держава, «всосавшая» в себя и коммунистов. Из этих четырех в горсовет пройти имеют шансы первые три. Первые две набирают очень хороший процент. С Оппозиционным блоком более-менее все понятно – в него вошли самые ярые и самые обиженные, в головах и душах которых одна, но пламенная страсть: «Месть, смерть и преисподняя». Это, конечно, не белогвардейцы в изгнании, но потерю власти они воспринимают не менее трагично, поэтому изо всех сил стремятся собрать из рассыпавшихся осколков свое кривое зеркало.
С Нашим краем все гораздо интереснее. Эта «партия местных чиновников» тоже на 90% состоит из бывших регионалов, так называемых раскаявшихся. Хотя о каком раскаянии можно говорить, если эта группа товарищей готова взять в руки любые флаги, только бы остаться в обжитых кабинетах. Они и с Партией регионов были именно поэтому – чтобы каждый на своем мелком уровне «разделять и властвовать». Чиновник хочет остаться чиновником, и им по большому (и по маленькому) счету все равно, как будет называться партийное образование, которое позволит добиться этой цели.
Есть мнение, что Наш край – проект Администрации Президента, воплощенный для ассимиляции старых функционеров в новые реалии. С одной стороны – «а куда ж их деть», с другой – чтобы не ломанулись в Оппозиционный блок, не разбавили своей политической индифферентностью его политический оскал, добавив ему голоса избирателей, у которых чинопочитание в крови.
Если это так, то в Администрации Президента сидят не самые умные люди. Потому что с учетом децентрализованных полномочий нынешняя «Белоснежка», активно эксплуатирующая тему малой родины, очень быстро может превратиться в неуправляемого монстра. Со всеми имеющимися для этого возможностями.
То же самое и с кандидатами в мэры. Выбор между Дятловым и Гранатуровым – это выбор между Партией регионов и Партией регионов, между Януковичем в плохом настроении и Януковичем после пробежки по пенькам. Один хочет явного реванша, чтобы расквитаться за обиды и унижения, другой уже влез «тихой сапой» в городскую власть, вцепился в нее руками и зубами так, что, кажется, не сковырнуть и не выгрызть.
А что наши демократические-патриотические силы? А они по всем законам демократии дискутируют, спорят, ругаются, ностальгируют по Майдану, рефлексируют, разочарованно вздыхая – «за что боролись?». Они рассчитывали после изгнания Януковича проснуться в новой стране, где сразу не будет ни коррупции, ни старых чиновников, не будет несправедливых судей, хамов в ЖЭКах, взяточников в прокуратуре. Депрессия и пессимизм от слишком медленного разворота старой системы к новым реалиям почти превратила их, ярых сторонников стремительной и полной перезагрузки страны, во внутренних оппозиционеров – к действующей власти.
Спору нет, для разочарования и недовольства есть все причины. Обещанное еще Ющенко «бандитам – тюрьмы» – до сих пор только обещанное. А вот было бы это обещание выполнено хотя бы нынешней властью, предвыборный расклад был бы совсем другим.
Еще один вопрос: стоило ли накануне местных выборов победителям Майдана идти на «слияние и поглощение». Не лучше ли было идти, как бывшая Партия регионов, несколькими колоннами?
УДАР – может быть, что-то и набрал бы.
«Народный фронт» – вряд ли. Его, по сути, похоронил Яценюк. «Куля в лоб – так куля в лоб», и партия, вроде бы, не виновата, но «коллективная карма» – это бумеранг, который бьет по затылку каждого партийца за всеобщее недовольство премьером.
«БПП «Солидарность» «разгребает» за общее недовольство заторможенностью власти, и война уже не оправдывает явные отставания от ожиданий прогрессивно настроенных граждан.
По сути, в Николаеве сейчас повторяется ситуация полуторагодичной давности: старая власть коварством и хитростью всячески пытается удержать собственные рубежи, новая – беспомощно разводит своими демократическими руками. «Поставить к стенке» или хотя бы уволить без выходного пособия всех бывших она не может – европейская ориентация не позволяет, – обиженные патриоты впадают в анабиоз, погружаясь во внутреннюю политическую эмиграцию.
При таком раскладе шансы «прорыговских» кандидатов взлетают до небес. И, что самое нелогичное, сторонники Майдана, самоустранившись вследствие своего разочарования, и не пытаются этому противостоять.
Извечный вопрос: что в этой ситуации делать. Это пусть каждый решает сам.
Что же касается мэрских, во всех смыслах этого слова, выборов, то здесь еще есть шанс попытаться «испортить обедню» двум заявленным лидерам гонки. Помимо рейтинговой пары Гранатуров-Дятлов есть еще одна – «пограничная» пара соискателей должности городского головы – Сенкевич – Клименко. Тут тоже – один молодой, другой в возрасте. Но и у первого, и у второго, в сравнении с первой парой, совсем другие жизненные принципы, другой настрой, мотивации, стремления и представления о составляющих успеха.
Если бы Николаев смог выбирать из этих двух, а не из Гранатурова и Дятлова, можно было бы говорить о том, что у нашего города появился шанс.
Впрочем, все еще может быть. Если мы действительно хотим освободиться от капкана Партии регионов и если не позволим своим обоснованным разочарованиям погрузить нас в спячку и проморгать эти выборы.
Оксана Тихончук.