«Вы – представители самой древней профессии!» И, осознав по реакции зала собственную, мягко говоря, оплошность, Гранатуров неуклюже попытался выкрутиться: «В хорошем смысле…» (Из выступления на торжественном собрании, посвященном Дню Учителя).
Один мой товарищ любит употреблять довольно распространенную фразу: «Он – …! В самом плохом смысле». Частенько это относится и к Гранатурову. Особенно в связи с участившимися забавными курьезами и откровенно позорными «проколами». И очень многие с ним абсолютно согласны.
Но это эмоции и субъективная точка зрения. А субъективизм в оценке и восприятии действительности – вещь вредная, в определенных ситуациях, как например, избирательная кампания, даже и опасная. И иллюзиям здесь тоже не место.
В озвученные рейтинги уже мало кто верит, рассматривая их «обнародование» как некую манипуляцию в «славном деле» обработки общественного мнения с последующей электоральной «вербовкой».
Тем не менее, серьезные «игроки» предпочитают объективные данные на официальном старте гонки. Главным образом, для «внутреннего пользования». Однако не у всех участников они вызывают положительные эмоции.
Вот относительно точное соотношение сил на момент окончания регистрации кандидатов в депутаты и на должность городского головы: РПЛ и «Наш край» пока не дотягивают до «проходных» пяти процентов. Далее «плотной группой» БПП, «Возрождение» и «Батькивщина» – между 5-ю и 6-ю процентами. Около 10 – у «Самопомощи». И прогнозируемо высокие – чуть более 20 – у ОБ. Остальные внимания не заслуживают. В среде же упомянутых «политических сил» подвижки, причем, ощутимые, вероятнее всего, произойдут. Как происходят они в уровне поддержки кандидатов, участвующих в мэрской гонке. А именно – разрыв между Гранатуровым и Дятловым уже не превышает пяти процентов.
Впрочем, ничего экстраординарного не происходит. Следовало ожидать, что очень высокий антирейтинг Гранатурова начнет «пожирать» его же рейтинг, а Дятлов, в свою очередь, будет «подтягивать» свой личный рейтинг к рейтингу возглавляемой им организации ОБ. За оставшиеся до конца первого тура три недели эти процессы, несомненно, активизируются. Вопрос лишь в том – с какой интенсивностью, и как следствие – с какой эффективностью, они будут проистекать.
Следует отметить, что для «партии власти» и ее сателлитов, не говоря уже о Гранатурове, выход Дятлова в финал гонки в высшей степени нежелателен. Более того, в случае его выигрыша во втором туре, «оргвыводы» последуют незамедлительно. Но каким образом осуществить это практически? Как не допустить реванша столь «ненавистных» «демократам» «рыгов» в отдельно взятом регионе?
Идеальным вариантом для сегодняшней власти (формулировка «действующая» по отношению к ней выглядит и является, мягко говоря, некорректной) было бы присутствие в финале кандидата от БПП и, прости, Господи, «аполитичного хозяйственника» Гранатурова. В этом случае один провластный кандидат элементарно «слился» бы под другого, участвуя в финале лишь формально. И не факт, что победителем был бы «назначен» Гранатуров. В нужное время в «серьезном месте» вполне могло бы прозвучать сакраментальное: «ну, ты понял, да?», и он бы, естественно, «все понял». Несмотря на его поистине всепоглощающее желание (в сочетании с «одной, но пламенной страстью») остаться в мэрском кресле.
Но этот вариант крайне маловероятен. Теоретически Клименко мог бы побороться за выход в финал, если бы стартовал минимум полгода назад. За три оставшиеся недели, даже применив технологию «цунами», это практически невозможно. Хотя…
Это же относится и к Воронову, и к Сенкевичу. Причины совершенно очевидны.
Не думаю, что местные власти решатся на «антиконституционные» действия. Даже при получении «ценных указаний» от «вышестоящих товарищей». Есть вещи, через которые лучше не переступать. Во избежание. Думать и действовать им нужно было раньше. Были и возможности, и время. А время, как и глупость, тем более – возведенная в степень самонадеянности, стоят очень дорого.
Сумеют ли «вышедшие на тропу войны» многочисленные уже сверх всякой меры кандидаты в депутаты что-то добавить к рейтингу своих «партий» и их местных лидеров-участников мэрской гонки? Сработает ли в нужном объеме в пользу «провластных» кандидатов от БПП, «Нашего края», отчасти «Батькившины» и «Возрождения» пресловутый «админресурс»? Выстоят ли под беспрецедентным давлением на них члены участковых, городской и областной избирательных комиссий? Здесь все очень индивидуально и зависит от многих, как объективных причин, так и от субъективных факторов.
Собственно, уже сегодня, с известной степенью вероятности, можно было бы озвучить итоги «перегонов», как депутатских, так и первого тура мэрских. Но, во-первых, пусть сохранится «интрига», а во-вторых, прицельно просчитать масштабы неизбежной фальсификации итогов «всенародного волеизъявления» очень сложно. Ведь в избирательные списки внесено более 380 (!) тысяч имеющих право голоса. Как это было и в 2006, и в 2010 гг. А между тем население города де факто уменьшилось минимум на три-четыре десятка тысяч постоянно проживающих в нем человек. Кто будет голосовать, люди или «бюллетени-протоколы»? Выберут ли николаевцы свою власть сами, или им опять и вновь «объявят победителей»? Это покажет ближайшее будущее.
То самое «будущее», во имя которого украинцев, в том числе и николаевцев, горячо призывают «немного потерпеть» сегодняшние «власть имущие». А терпеть или … не терпеть – это выбор, предоставленный в той или иной мере каждому.
Антон Тихомиров.