Во время встреч Контактной трехсторонней группы в Минске при участии украинской стороны идет активное обсуждение специального закона для проведения выборов на неконтролируемых территориях Донбасса.
Как пишет в статье на ZN.UA Сергей Рахманин, выяснилось это после состоявшейся 12 сентября в Берлине встречи глав МИД “нормандской четверки”. По завершению встречи министерство иностранных дел Германии опубликовало заявление, в котором, в частности, отмечалось: “Условия и сроки проведения местных выборов будут составлены в рабочей группе по вопросам политики Контактной трехсторонней группы. Они опираются на предложения координатора соответствующей рабочей группы Пьера Мореля”.
Автор напоминает, что глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер, комментируя берлинские переговоры, выразил надежду, что согласование спорных вопросов завершится к саммиту “нормандской четверки”, который должен пройти 2 октября в Париже.
Аналогичное заявление сделал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, добавив, что появилась “возможность найти точки соприкосновения” в вопросе о проведении местных выборов на неконтролируемых Киевом территориях. По словам руководителя МИД России, координатор политической подгруппы Пьер Морель “предложил “развязки”… Они не во всем устраивают и украинскую сторону и представителей самопровозглашенных “ДНР” и “ЛНР”. Но по нашему общему впечатлению (России, Франции и Германии), — эти разночтения преодолимы”.
Пресловутый “план Мореля” изредка упоминался в СМИ, но нигде не упоминалось, в чем же он, собственно, состоит.
Официально “план Мореля” называется “Элементы для временного закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей”. “Итак. Политическая подгруппа трехсторонней контактной группы обсуждает возможность разработки специального закона. Позволяющего провести выборы на неконтролируемых территориях под эгидой Киева. Эта возможность закреплена решением глав МИД четырех государств. И эта возможность продолжает обсуждаться сторонами. И будет обсуждаться вплоть до парижского саммита “нормандской четверки”, то есть, как минимум, до конца сентября. Невзирая на “указ” Захарченко о проведении собственных выборов. Эту информацию ZN.UA подтвердили лица, причастные к минскому процессу”, – пишет Рахманин.
Вначале “плана Мореля”, с которым удалось ознакомиться ZN.UA, следует перечень условий, определяющих возможность проведения выборов на территориях, контролируемых боевиками:
” — прекращение огня; безопасность; прогрессивное возвращение к нормальной жизни;
— соглашение по дате, подтвержденное трехсторонней контактной группой;
— наблюдение БДИПЧ.
Связанные вопросы: закон о статусе, амнистия, гуманитарный доступ”.
“И все. Никакого разоружения, никакого контроля над границей”, – подчеркивает Рахманин.
В соответствии с “планом Мореля”, основными элементами будущего закона о выборах на неконтролируемых территориях должны служить:
“— определение территории и округов; пояснения в отношении общин на линии соприкосновения, как это проработано в рамках Рабочей группы по политическим вопросам; — избирательная система: мажоритарная система, в соответствии с решением ТКГ от 22 мая; как вариант,
— внедрение смешанной, частично пропорциональной системы для Донецка и Луганска;
— продолжительность мандата, как вариант,
— до следующих местных выборов в Украине, то есть до 2017 года;
— регистрация кандидатов и требования к ним, как вариант,
— ценз оседлости длительностью пять лет, не включая последние два года, кроме тех, кто избирается на посты глав местных советов;
— обязанности по проведению выборов, как вариант,
— временные территориальные избирательные комиссии будут состоять из представителей зон, охватываемых настоящим законом, следуя вышеприведенным критериям регистрации; включая представителей местных отделений партий, зарегистрированных до 2014 года, и будет проходить под председательством члена Центральной избирательной комиссии;
— роль и участие политических партий, как вариант,
— партии, которые имели местные ячейки, зарегистрированные в избирательных округах, охваченных законом до 2014 года, могут принимать участие в избирательной кампании; любой запрос недопуска в отношении этих партий будет передан в соответствующую временную территориальную комиссию, которая будет принимать окончательное решение; — роль средств массовой информации, как вариант,
— комитет по совместной аккредитации, включая и руководителей временных территориальных избирательных комиссий, будет рассматривать аккредитацию представителей национальных средств массовой информации и принимать окончательное решение;
— график выборов, в связи со вступлением в силу закона (требует составления);
— наблюдение со стороны БДИПЧ с полным доступом на избирательные участки, к процессу подсчета голосов и центру подведения итогов;
— публикация результатов Центральной избирательной комиссией” (пунктуация документа сохранена).
“Еще раз отметим (специально для крикунов о “зраде” по любому поводу): “план Мореля” — только план. Но (специально для тех, кто принимает на веру любую “переможну” реляцию представителей власти) — этот план предполагает “особенности выборов” для тех, кто претендует на “особенности самоуправления”. Он предполагает принятие закона, серьезно противоречащего украинскому избирательному законодательству и украинской Конституции. Предложения Мореля не имеют ничего общего с предохранителями, заложенными парламентом в законе “об особенностях”. Что без устали твердят ведущие политики с трибун и экранов? Разоружение, отвод войска, освобождение пленных, возвращение полной юрисдикции Украины, контроль над границей, — и тогда выборы и “особые правила самоуправления”.
Но в “плане Мореля” ничего этого нет. Зато есть право избираться на пост глав местных советов тем, кто не жил на этих территориях последние пять лет. “Комитет по совместной аккредитации”, избиркомы де-факто и де-юре сформированные местной, незаконной властью.
И обсуждение этого плана согласовано украинской стороной. Оно согласовано на берлинской встрече, где Украину представлял глава МИД. Который ничего не делает без ведома президента”, – пишет автор статьи.
У членов украинской делегации много вопросов к этому документу. В частности, неприемлемой выглядит норма об ограничении допуска СМИ. Обсуждался вопрос о механизме недопуска к участию в избирательной кампании тех, кто подозревается в совершении военных преступлений. Дискуссия по “плану Мореля”, по сути, только началась, отмечает автор статьи.