Когда не хотят и не умеют ценить заслуги своих родственников или земляков, говорят, что «нет пророка в своем отечестве». А еще говорят, «хорошо там, где нас нет», и что «трава всегда зеленее по ту сторону забора». Мы не будем обсуждать само решение Президента Украины о назначении бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором Одесской области – ну, не нашлось во всей стране губернатора-украинца, Президенту виднее. Тем более, что в многонациональной Одессе бьют не по паспорту и не за паспорт, и любят-уважают не по национальному признаку. Не будем также говорить о попытке Порошенко руками Саакашвили очистить Причерноморье от влияния Коломойского, который «прорастает» везде, где начинают работать его люди. Кстати, экс-губернатор Игорь Палица ушел достойно, пожелав сменщику… разобраться с Киваловым.
Нет ничего странного или страшного в том, что грузин Саакашвили – доверенное лицо украинского Президента, учился с ним в КИМО, а наш Президент всегда предпочитает ставить на тех, с кем учился или работал, кого знает лично. Так вот, все это всем известно, будем воспринимать это как данность и поговорим о том, как оно теперь может быть в Одессе, и как это «может быть» отразится на нас и на нашем регионе.
Гражданин Саакашвили – успешный реформатор?
В Украине бытует миф о том, что Михаил Саакашвили сотворил грузинское чудо: перед его приходом к власти народ Грузии был готов буквально убивать соседа по лестничной клетке, если сосед думал иначе. Саакашвили же «поднял Грузию с колен» – объединил разобщенную страну, «дал» народу открытую экономику, честное правительство, национальную гордость, искоренил коррупцию, превратил грузинских гаишников в самых честных на постсоветском пространстве, привлек иностранные инвестиции и т.д. По мнению Порошенко, помимо впечатляющих показателей роста ВВП Грузии за период правления Саакашвили, уровень доверия к власти повысился с 5% до 84%. «Даже к церкви у нас нет такого доверия», — заявил Порошенко.
Но потом что-то пошло не так в грузинском королевстве, и Карлсон улетел, но обещал вернуться – Саакашвили, будучи еще действующим президентом, ночью покинул страну, а в Главной прокуратуре Грузии заговорили о растрате миллионов бюджетных средств, возбуждении уголовного дела, а затем и о заочном аресте.
Почему? Как выяснилось, Грузия за время правления Михаила Саакашвили так и осталась на четвертом месте по индексу восприятия коррупции, составленном организацией «Международная прозрачность» (Transparency International). А согласно данным, опубликованным Международной организацией Freedom House, уровень развития демократии в Грузии с 1999-2000 годов за 10 лет повысился незначительно, а показатель коррупции за этот же период не изменился – фактически остался такой же как, как и в 1999-2000 годах.
По мнению же грузинской оппозиции, коррупция просто перестала быть «для всех», иными словами, стала элитарным видом деятельности: патрульный взятку не возьмет, но друзья и приближенные к президенту Грузии достаточно успешно занимались известным каждому николаевцу «дерибаном» и распилом, а сам Саакашвили стал главным монополистом в этом виде деятельности.
Саакашвили же свой отъезд аргументировал проще: за период его правления Грузия стала стабильной, а коррупция пала, поэтому, как сказал президент в своем обращении перед самым отъездом из страны в Брюссель, мол, не держите зла, просто «пришло время, когда вы должны отдохнуть от меня». Сразу же за ним страну покинули и представители правительства Грузии. И разъехались они, как известно, кто куда, кое-кто в феврале этого года возник в Украине.
И все-таки, несмотря на шлейф противоречивых впечатлений и оценок, все, кто побывал в Грузии после 2005-го года, отмечали существенные перемены, максимальное упрощение налоговой системы, благоприятный климат для развития предпринимательства. Именно опытом Грузии «кололи глаза» Януковичу и его команде отодвинутые на политические и бизнес-задворки украинские оппозиционеры. Помнится, и Азаров, и Янукович тогда в свое оправдание твердили: Украина – не Грузия, сколько там той Грузии – как одна украинская область. И вот теперь одна из самых многообещающих областей – Одесская – отдана «для опытов» известному грузинскому реформатору, другу двух украинских президентов. Теперь здесь, по мнению главы государства, «не будет проплаченных псевдошахтерских митингов, не будет “прихватизировано” бесплатно государственное имущество, которое должно работать на государство. В стране будет наведен порядок, и в стране будет дисциплина. Это те задачи, которые я ставлю новоназначенному главе Одесской облгосадминистрации и большому другу Украины, человеку, которого я знаю больше 25 лет, – Михаилу Саакашвили», – заявил Порошенко, выдавая Михаилу паспорт гражданина Украины, и тем самым уводя Саакашвили от уголовного преследования – Конституция Украины запрещает экстрадировать своих граждан в другую страну.
«Иду на вы»: Программное заявление губернатора Саакашвили
В первые сутки своего губернаторства Михаил Саакашвили, в перерывах между бесконечными поздравлениями, заявил о намерении модернизировать сайт Одесской ОГА, провести сокращение среди чиновников Одесской ОГА – убирать должности «без практического смысла», отремонтировать дороги и навести порядок в портах Большой Одессы и побороть контрабанду, сделав таможню и фискальную службу прозрачной.
«Здесь столько денег, – хвастался новый губернатор. – Из Одессы и правда можно сделать чудо мирового масштаба. Я хочу внести свою лепту в начало превращения Одессы в это чудо».
Но, осмотревшись, новый губернатор заявил о том, что криминогенная ситуация в области очень сложная – на Одесщине очень много оружия и контрабанды. Причем, первое и второе тесно друг с другом связаны. Это означает, что обещанная новым губернатором борьба с контрабандой может вестись не только экономическими и административными, но и силовыми методами. Вряд ли одесские контрабандисты, которые, кстати, любят Одессу не меньше Саакашвили, сдадутся без боя. Но кто знает, может быть грузинский реформатор действительно создаст такие условия, при которых места хватит всем, а зарабатывать можно будет без риска. Тогда ему где-нибудь на окраине Одессы тоже поставят памятник. Только для этого Саакашвили придется договариваться со старой Одессой. Способен ли он в принципе договариваться, или диктатура – это единственная преемлемая для него форма проведения реформ, – покажет ближайшее время.
В чужой монастырь со своим уставом
Что выиграет или проиграет от успехов или неудач Саакашвили Николаевский регион? Самое распространенное мнение – если в Одессе прижмут хвост контрабандистам, основные потоки контрабанды будут направлены через Николаев.
Боюсь разочаровать, но это вряд ли. Кое-что, конечно, перепадет местным «нерезидентам», но не все, далеко не все. Ну, не способен Николаев конкурировать с Большой Одессой и по контрабандным возможностям тоже – инфраструктура не та.
Новые расклады «с грузинским акцентом» могут появиться при приватизации одесских портов. Вот где талант Саакашвили привлекать инвестиции, если он действительно есть, может пригодиться. Повлияет ли обещанное им удешевление «уже сегодня» портового сервиса за счет ликвидации коррупционной составляющей в определении портовых цен? Может быть, но только отчасти, потому что слишком разные вводные определяют «калькуляцию» и окончательную сумму. Хотя на общей конкурентной среде в морехозяйственном комплексе это сказаться может. Но о каком-либо серьезном выигрыше в случае удачи Саакашвили в Одессе нам говорить не приходится.
А вот проиграть от активности неистового грузина наш регион может. Особенно с учетом начавшейся административно-территориальной реформы и уже заявленных аппетитов Херсонской области на Кинбурн. (Пока речь идет об обмене селами в соответствии с формулой создания и подчинения общин, хотя в данном случае равноценного обмена нет и быть не может). Не исключено, что в порыве превратить Одесскую область в «столицу Причерноморья», в том числе и туристическую, глаз международного реформатора ляжет и на Коблево. Нет, и в Одесской области есть что восстанавливать – состояние курортов в районе Затоки не многим лучше коблевского ненавязчивого сервиса, и все же. Не окажется ли Николаевская область «липкой», ободранной с двух концов? Может, у страха глаза велики, но в этом случае лучше не проморгать даже зарождение подобных намерений.
Нехорошо будет николаевцам и в том случае, если борьба Саакашвили с одесским преступным миром окажется более-менее результативной. В таком случае Николаеву будет уготована участь «перевалочной базы» или временного лежбища для пострадавших в этой борьбе. Ни то, ни другое ни благ, ни покоя жителям нашего региона не обещает.
Вот что вполне может получиться у Саакашвили, так это создать в Одессе более благоприятный бизнес-климат, чем в Николаеве. Но станет ли нам лучше хотя бы от этого? Да ни в коем случае. Тогда самые активные и деятельные николаевские предприниматели, уставшие от местных поборов и дебилов в кабинетах, вполне могут «эмигрировать» в Одессу – сколько тут туда-сюда ехать? Что останется тогда нашему бедному, оборванному и ободранному городу? Смотреть издалека на мерцающие огни Одессы? Печальная перспектива…
Но есть еще один, совсем уже идиллический вариант. Главы регионов Причерноморья соберутся, поговорят и договорятся действовать единым фронтом – и в плане искоренения коррупции, и в борьбе с преступностью, и в привлечении инвестиций, и в создании либеральной среды для развития бизнеса, и в превращении всего Причерноморья в украинскую туристическую столицу.
Фантастика, говорите? Так, а я о чем…
Виктор Сас, политический обозреватель Inshe.tv