11 марта МВФ заявил о предоставлении Киеву 40 млрд долларов. Это новые кредиты в размере 17,5 млрд и списание 15-20 млрд долларов долгов.
Об этом пишут в The Guardian, Александр Лебедев, издатель Independent и «Новой газеты», и Владислав Иноземцев, научный сотрудник центра Berthold-Beitz при DGAP (Берлин) и Center for Strategic and International Studies (Вашингтон).
Западные аналитики сочли, что в начале 2010-х годов объем коррупции в Украине достиг 14% ВВП — примерно 30 млрд долларов в год.
«Мы полагаем, что значительная доля этих денег оказалась в карманах президента и его семьи, или на счетах олигархов и других ближайших партнеров правящего клана. Эта элита годами прятала свои незаконные доходы на банковских счетах по всему миру, а Запад закрывал на это глаза», — пишут Лебедев и Иноземцев.
Внешний долг Украины на начало 2015 года — 72,9 млрд долларов. Минфин Украины и МВФ полагают, что не менее 20 млрд нужно списать.
Но почему кредиторы не спрашивают, кому прощается этот долг — новому свободному государству или прежней элите, которая теперь богато живет вдали от Киева? — вопрошают авторы.
Лебедев и Иноземцев считают: частный сектор должен не прощать виновников, как, похоже, прощает их украинское правительство, но возглавить усилия по их привлечению к ответственности.
Авторы советуют нанять частных детективов для анализа операций с иностранной валютой. «Когда виновники будут установлены, кредиторы смогут принудить Киев к суду над сотнями бывших чиновников», — говорится в статье.
Следует также проверить, как была проведена приватизация ряда крупных предприятий. Можно создать международный финансовый трибунал по делам Украины, советуют авторы.
«Следующим шагом должно быть создание «киевского клуба» кредиторов, не желающих списывать свою часть украинского долга. Мы полагаем, что во вступлении в этот клуб будут заинтересованы даже российские банки и компании: денежные соображения обычно превалируют над политическими», — говорится в статье.
Киевский клуб мог бы, опираясь на выводы трибунала, заявить, что откажется от претензий к правительству Украины взамен на предъявление претензий бывшим чиновникам, политикам и олигархам, пишут авторы.
С 2010 по 2014 год Украина была «частным государством», полагают Иноземцев и Лебедев.
Противовес для «частного государства» — «частная международная юстиция». Это единственная гарантия от возрождения коррупции, считают авторы.
«Мы убеждены, что держатели украинских гособлигаций должны пересмотреть условия отношений с этой страной и осознать: списание долгов может означать не помощь, а полную амнистию коррумпированной клики, которая поставила страну на колени. Если международное сообщество действительно хочет бороться с глобальной коррупцией, лучше всего, пожалуй, начать на Украине», — так завершается статья, сообщает inopressa.ru.