Россия хочет поставлять Ирану современные ракетные комплексы. При этом Москва заботится лишь о собственной политике на Ближнем Востоке, считает обозреватель DW Кристиан Триппе.
Не успели высохнуть чернила под рамочным соглашением по иранской ядерной программе, как Россия поспешила объявить об окончании режима санкций против Тегерана. Окончен он по крайней мере для Москвы, поскольку другие участники компромиссной сделки – США, Китай, Великобритания, Франция и Германия – предпочитают обождать. Самое позднее до конца июня они хотят подписать с иранскими властями обязывающее соглашение, в котором будут обозначены дальнейшие шаги. А именно: как не допустить создание Ираном атомной бомбы и в то же время дать ему возможность развивать атомную промышленность исключительно в мирных целях.
Россия преследует лишь собственные интересы
Эту дорожную карту, с таким трудом согласованную в Лозанне, Россия теперь перечеркнула. Ведь иранскую нефть предполагается обменивать на российские промышленные товары, на горизонте – многомиллиардные бартерные сделки. Этот гешефт предполагает и реанимацию договора о поставке Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300, который был подписан еще 8 лет назад, а затем отложен в долгий ящик вследствие санкций, наложенных на Иран Соединенными Штатами. Однако современные ЗРК – это не какой-то случайный товар. В кризисном регионе они изменяют баланс сил в борьбе за политическую власть.
Россия отлично знает об этом и поддерживает тесные контакты с Израилем. Ведь уже каждый восьмой израильтянин говорит дома по-русски, поскольку переселился сюда с территорий, когда-то принадлежавших Советскому Союзу. Власти в Тель-Авиве обеспокоены, поскольку считают теперь оправданной свою критику достигнутого в Лозанне компромисса. Для израильских ВВС ракеты С-300 класса “земля-воздух” – больше чем просто тактическая помеха. Возможно, Израиль вскоре даже будет вынужден отказаться от своей стратегической опции – в крайнем случае с помощью воздушных ударов разрушить иранскую ядерную промышленность.
В то же время до сих пор неясно, какие именно ракетные системы Россия собирается поставлять Ирану. Ведь С-300 – зенитный комплекс, который производится в различных модификациях: базовой, современной и сверхсовременной. Московские военные эксперты исходят из того, что на подготовку и подписание нового договора с Тегераном России потребуется около двух лет. За счет сделки с ракетами Россия пытается обеспечить себе наиболее выгодную позицию в борьбе за иранский рынок. И когда в ближайшее время антииранские санкции будут официально отменены, Россия хочет быть в первых рядах.
Москва – за сохранение влияния повсюду
Все это очень хорошо вписывается в стратегию России на Ближнем Востоке. Тесный контакт с Израилем не мешает московским дипломатам сотрудничать с палестинцами, египтянами и другими суннитами или демонстративно поддерживать сирийских алавитов во главе с президентом Асадом, а теперь еще ко всему этому добавляется договоренность с шиитскими муллами в Тегеране. Россия ничем не хочет себя связывать, стремясь на перспективу сохранить влияние на всем Ближнем Востоке. Ведь гражданские войны в регионе когда-нибудь прекратятся, закончатся стычки между мусульманскими конфессиями, и однажды, в не слишком отдаленном будущем, спор о господстве в регионе разрешится. Приняв решение о поставке Ирану ракетных комплексов, Россия сделала в этой большой игре значимый ход.
В такой лихой ракетной дипломатии кроется и еще одно важное послание Москвы: санкции – вещь неумная, их нужно отменить как можно скорее. Это позиция страны, которая сама обложена санкциями со стороны ЕС и США, и боится новых штрафных мер.