В любой шутке есть доля шутки, а все остальное – это горькая правда, – известное выражение неизвестного автора.
Нечто похожее можно наблюдать в выступлениях российского президента В.Путина. Его речи готовятся заранее.
Это – кропотливая работа десятков спичрайтеров, аналитиков-международников, социологов и медийщиков, которые учитывают политическую обстановку, атмосферу общества и другие факторы, буквально по слову составляют речь своему президенту.
Поэтому, выступления Путина всегда имеют подтекст, в котором можно прочесть оценку событий, дальнейшие планы Кремля или государственную позицию России.
Не зря Путин на пресс-конференциях часто любит повторять фразы типа «мы об этом уже им говорили…», «мы видели это ранее…» или «в свое время мы их предупреждали…».
На этот раз, 26 марта в ходе заседания коллегии ФСБ исключений не было.
Первое, что бросилось в глаза, это приветствие, в котором Владимир Путин называл работников специальной службы «товарищами». Видимо, такое обращение есть характерным в круге его бывших коллег.
Далее, для создания общего ФСБ-шного фона типа «враги повсюду», в начале своей речи Путин отметил, что против РФ применяется «комплекс средств от политической изоляции и экономического давления до масштабной информационной войны и инструментов специальных служб».
Он вспомнил высказывания президента США о «выкручивании рук несогласным странам» и о том, что НАТО развивает силы быстрого реагирования у границ РФ.
В качестве ответной меры, Путин сделал акцент на том, что «улучшение ситуации для России произойдет в случае, если государство будет становиться сильнее» – следует понимать как дальнейший рост расходов на оборону России.
Затем, характеризуя ситуацию с внешними угрозами, Путин отметил, что боевики-выходцы из РФ, «проходят обкатку в горячих точках». Он уточнил – «…в Сирии». В качестве задачи для ФСБ, Путин поручил сотрудникам «не допускать таких боевиков на территорию России». Все выглядит якобы логично. Но в этой логике открывается негласный путь поставки «обкатанных российских боевиков» на территорию сопредельной Украины для войны на Донбассе.
Таким образом, Путин обозначил новый путь непрямой поддержки войны на Донбассе подготовленными в горячих точках российскими наемниками.
В задачах пограничной службе, которая подчинена ФСБ РФ, Путин распорядился о пропуске беженцев с Украины на территорию России и «обеспечение продвижения машин (не конвоев!) на Донбасс с гуманитарными грузами».
При этом, упущен очень важный момент: ничего не сказано о содействии украинской стороне в передаче части государственной границы оккупированных регионов для полноценной охраны. Напомним, что это должно состояться в соответствии с Комплексом мер по выполнению Минских соглашений 12.02.2015 г. В связи с этим, можно предполагать, что вопрос о передачи открытого участка украинско-российской границы на оккупированной территории на повестке у Кремля не стоит.
Помимо этого, особого внимания заслуживает высказывание Путина по поводу привлечения к выполнениям задач ФСБ «авторитетных общественных и религиозных объединений». Опыт захвата Крыма наглядно продемонстрировал высокий информационный потенциал «пятой колонны» Кремля. Видимо, по этой причине Путин открыто заявил о развитии в ФСБ направления сотрудничества спецслужб с негосударственными организациями.