В этом году в Украине пройдут местные выборы. На победу в них рассчитывают все политические силы, представленные в парламенте и вне его. Контроль над регионами – одинаково нужен и демократическим силам и представителям тех политических сил, которые еще недавно принадлежали к Партии регионов или до сих пор находятся в ней. По мнению народного депутата четырех созывов Тараса Чорновила, Партия регионов и проекты, которые вышли из нее в отдельных регионах, имеют неплохие шансы на победу. Однако все будет зависеть от действий власти, которая не позволит им взять реванш, если создаст прозрачные правила игры, где не останется лазеек для нечестного ведения избирательной кампании.
Одной из горячих тем последнего времени является волна самоубийств среди бывших регионалов. Партийные деятели и чиновники времен Януковича один за другим сводят счеты с жизнью после того, как Генеральная прокуратура возбуждает против них уголовные дела.
На прошлой неделе Генпрокуратура Украины объявила в розыск пятерых бывших депутатов Верховной Рады из фракции Партии регионов и КПУ. Все они – члены счетной комиссии, которая считала голоса во время печально известного голосования за диктаторские законы 16 января 2014 года. Одного из этих депутатов – Владимира Демидко вскоре нашли в больнице Феофания, где он лежал в коме.
О ситуации вокруг бывших функционеров Партии регионов, будущее этой политической силы и “Оппозиционного блока”, а также о том, что Игорь Коломойский собирается делать с бывшими “регионалами”, интервью iPress.ua с народным депутатом четырех созывов Тарасом Чорновилом.
Вы хорошо знаете Владимира Демидко? Что можете о нем рассказать?
На общем фоне регионалов – это далеко не самая худшая фигура. Вел он себя достаточно скромно, не замечен в больших, грязных скандалах, связанных с какими-то приватизационными делами, вымогательством, терроризированием кого-то. Человек довольно простой и симпатичный. Когда сейчас упомянули фамилию Демидко, то ¾ журналистов, которые о нем пишут и были аккредитованы в ВРУ, даже не догадываются, что они с ним сидели рядом в курилке на одном диванчике, болтали о каких-то пустяках. Вел он себя просто и легко, без помпы и показухи и воспринимался людьми достаточно хорошо.
Насколько он был близок к Виктору Януковичу?
Мало кто догадывался, что он действительно очень близок к Януковичу, является достаточно влиятельным, и от него многое зависит. Все привыкли, что в Партии регионов есть несколько “китов”: Клюев, затем появился Левочкин с “Росукрэнерго” и Фирташем, параллельно стародонецкие, отдельно идет Азаров, в свое время поднялась, а потом исчезла Богатырева. Но были люди, которые с Януковичем были постоянно много лет, и он им очень доверял. Это окружение поэтому и удержалось наверху, ибо не пыталось в один момент конвертировать это доверие в денежные знаки. Среди тех, кто со скепсисом к нему относились – это Скубашевский. Кстати, кого мне действительно жаль, когда начали открывать дела, то это Скубашевского. Это, пожалуй, самый порядочный человек в этой среде. Янукович его уважал и ценил.
А Демидко он тоже уважал?
Демидко тоже принадлежал к этому кругу. Это старые связи, к которым было глубокое доверие на персональном уровне. Это люди, которые появились еще в Донецкой облгосадминистрации, не на бизнес-почве, а на почве оргработы, и прошли с Януковичем первое премьерство. А в момент, когда в Партии регионов начали массово одевать оранжевые шарфики и бежать вслед первому Майдану (вспомните Азарова, который вышел на сцену Майдана), те люди остались верными Януковичу. Поэтому поведение Януковича относительно Демидко и подобных ему сводилось к следующему: я ему абсолютно доверяю, он мне близок как человек, но я не очень представляю, чем он может в той системе власти заниматься, и куда его примкнуть. Поэтому таким людям он дарил джип на день рождения и приглашал выпить рюмку.
То есть влиятельность Демидко в определенный момент резко упала. Но впоследствии, когда начались передергивания внутри команды, когда появился Левочкин, который начал тянуть в свою сторону, когда появились первые мысли о создании Семьи, и началось противостояние Януковича со старыми донецкими, Януковичу снова понадобились проверенные люди. Левочкину, на которого Янукович перевел почти все, потому что тот освободил Януковича от необходимости о чем-то беспокоиться, он не доверял. Очень не доверял. А своим донецким не доверял еще больше.
На этом фоне в команду Януковича вернулись несколько человек. Скубашевскому он так и не нашел применения, оставив его сначала в парламенте, а затем назначив на должность с небольшим влиянием – заместителя главы Администрации президента по региональной политике.
На Демидко была сделана четкая ставка, и она касалась тех пунктов, которые носили неформальный характер. Не могу сказать с уверенностью, ограничусь только тем, что я знаю. Демидко стал ответственным за идеологические принципы. Партия регионов понимала, что она абсолютно не идеологическая, это лидерская партия, но им постоянно хотелось стать идеологической. Они же все в советские времена были коммунистами, и в них был комплекс, что коммунисты были настоящей партией, а они, мол, какой-то эрзац. Им хотелось выстроить некую идеологию и под нее подстраивать свои действия. Демидко отвечал за этот момент, он тщательно все готовил, его отдел расписывал тезисы, с которыми должны были выступать вип-агитаторы. Они постоянно пытались вернуться в идеологическую плоскость, но из этого ничего не вышло.
Кома – настоящая, или это попытка избежать ответственности?
Он никогда не выглядел здоровым человеком, много курил, никогда не был замечен в пьянстве, но выглядел очень нездорово. Но не надо забывать, что Демидко – очень опытный аппаратчик, который знал все те аппаратные игры, наподобие того, как избежать ответственности или остаться на должности. Поэтому и оба варианта – что это обычная болезнь и что человек действительно впал в кому, я не исключаю, хотя и сомневаюсь. А второй вариант, что это хорошо продуманный ход и хорошо обеспеченный какими-то юридическими и медицинскими документами, я тоже предполагаю.
Кто из бывшей Партии регионов сегодня может находиться в зоне риска, выпасть из окна или впасть в кому?
Вы меня спрашиваете то, что надо спрашивать у Шокина. Сейчас происходит довольно умелая проработка по очень узким направлениям, там, где легко задеть, где нет крупных юридических перспектив, но можно показать, что определенные резонансные дела быстро расследуются. Пока что список тех, кого серьезно трогают, связан в основном с голосованием 16 января. Т.е. пошли по списку счетной комиссии – это 22 человека, 12 – регионалы с коммунистами и 10 – оппозиция, которая в этом голосовании участия не принимала.
Какой результат будет для Демидко и Скубашевского? Юридически придраться можно. Но с другой стороны, с Портнова, который писал эти законы и проталкивал их, санкции сегодня уже сняты, против Елены Лукаш, которая сбежала в Россию, даже дистанционно не пытаются открыть уголовные дела. Елена Бондаренко, которая бегала и рассказывала, что Майдан нужно разогнать за ночь, в тюрьмах сгноить и кровью залить, теперь спокойно живет в Киеве и работает в медиахолдинге Курченко. А люди, которые на десять голов порядочнее были и, наверное, не единственные светлые фигуры в Партии регионов, оказываются под ударом только за то, что они формально были членами счетной комиссии и оказались достаточно гнилыми, испуганными и зашоренными, что не решились тогда сказать “нет”… Да, они совершили преступление, но когда есть гораздо большие преступники, которые остаются ни при чем, ибо нет их подписей, а те, кто тупо подписался, попадают под ответственность – это что-то неладное в датском королевстве.
Но Генпрокуратура занимается не только делом 16 января. Есть, например, дело Пеклушенко.
Второй момент – это тот, по которому подцепили Пеклушенко. Это действия, направленные на разгон Майдана, особенно в регионах. В случае Запорожья это было особенно жестоко. Так же, как в Днепропетровской области, кстати. По Пеклушенко- то доказательств того, что он лично давал приказы, есть более чем достаточно. Он и титушек в облгосадминистрацию пригласил – все это было доказано. Относительно таких людей, которые были на должностях в регионах, сейчас дела пойдут.
Понемногу начнут раскручиваться хозяйственные дела. Ведь большинство из тех, кто получал доступ к власти, получали доступ к ресурсам и пользовались ими в очень грязный способ, воровали не прячась и оставили много следов. Это не Бойко, который документов почти не оставил, а те, которые остались, очень поспешно вывезли в Крым в конце февраля-начале марте 2014 года. По Бойко сейчас зацепок нет. А те “засветились”.
Кого вы имеете в виду?
Людей типа Злочевского и остальных бизнесменов Партии регионов. Но я думаю, что первыми будут брать тех, кто был связан с разгонами Майданов в регионах. Людей типа Тулуба (экс-губернатор Черкасской области), Пеклушенко (экс-губернатор Запорожской области) будут вылавливать массово вместе с начальниками милиции и СБУ того периода.
Партия регионов имеет еще ресурс для рождения новых проектов?
Насколько я понимаю, было важно для представителей новой власти, чтобы в новой Верховной Раде не было двух политических сил: коммунистов и регионалов. Это был принципиальный момент. Поэтому было сделано определенные действия, чтобы этого не произошло.
По КПУ ничего делать не надо было, они и так проигрывали эти выборы. А что касается Партии регионов, очевидно, был включен определенный прессинг, определенные механизмы, благодаря которым Колесников, Ахметов и другие поняли, что Фемида может активизироваться, если они пойдут на выборы. И они в последний момент от выборов отказались, подставив большое количество членов ПР, которые надеялись спокойно пройти в парламент по списку партии. И Партия регионов как будто исчезла. Ее представители есть в “Оппозиционном блоке”, который совершенно раздерганный, это не одна команда, это разные группы влияния, которые между собой враждуют, в которых нет ничего общего. Там есть 100% российское лобби, медведчуковское, есть просто воровское, есть также и проевропейский и украиноцентристский элемент. “Оппозиционный блок” – это смесь бульдога с носорогом.
Партия регионов еще пойдет на выборы?
Они не светились, но бренд есть и определенная часть электората, который ностальгирует по ним. Они попытаются взять голоса, например, в Харькове, в Донецкой области, на юге. Вероятность возвращения бренда “Партия регионов” очень высокая, если не будут включены определенные организационные воздействия на них.
Часть людей, которые когда-то были в Партии регионов, с ней попрощались, и теперь идут своими отдельными списками. Кто-то ушел в “О”, сейчас могут снова появиться СДПУ(о) или какая-то политическая сила Медведчука. Тот же “Украинский выбор”, под который также склепали какую-то партию.
Если не будет найдено политическое решение, которое даст возможность максимально ограничить влияние Партии регионов, если не будет включена сверхжесткая система контроля за подкупом избирателей, то может произойти очень серьезный реванш, а в отдельных областях с очень пророссийским подтекстом.
Какое влияние имеет Россия на “Оппозиционный блок”?
Фирташ зависимый со своей “Росукрэнерго” от россиян, у Бойко тоже есть контакты в Москве. Поэтому основные акционеры “Оппозиционного блока” достаточно управляемые со стороны России. Поэтому в определенных стратегических вопросах может выстраиваться определенная завязка на медведчуковскую группу. Мне трудно перечислить, потому что я не отрабатывал всех поименно, но Шуфрич – явный представитель Медведчука. Он еще когда в Партии регионов был, то не один раз говорил, что признает его своим лидером. И из СДПУ(о) он пошел после того, как оттуда ушел Медведчук. Поэтому вступление Шуфрича в Партию регионов было связано не только с желанием быть при Януковиче, но и тем, что он покидал проект, в котором по каким-то причинам неуютно стало Медведчуку. Он играет роль рупора российских идей на переговорах во время войны на Донбассе, когда Россия требует от Украины мира. Есть также группа людей, которые тоже имеют очень сходные тезисы, высказывания и синхронизацию. То есть можно говорить, что есть Медведчуковско-Путинское крыло, которое напрямую работает, но их мало, гораздо меньше, и их вклад в выборы был несравненно меньше. Но они могут пользоваться политическим ресурсом от Путина и они тоже являются ощутимыми держателями акций этого блока.
Определенные люди, связанные с Партией регионов, которые частично прошли в парламент по мажоритарке – Воропаев, Бахтеева. Это группа Рината Ахметова. Они имеют определенные планы, у них есть желание хоть что-то сохранить, что там было, и для них важно прямое экономическое противостояние с Коломойским. В отличие, например, от Фирташа-Левочкина, в которых противостояние с Коломойским имеет больше политический характер.
Есть информация, что Игорь Коломойский намерен создать из бывших регионалов альтернативный оппозиционный проект под названием “Возрождение”. Вам об этом что-то известно? Кто туда может войти?
То, что Коломойский на местных выборах хочет достичь определенных вещей – это однозначно. В некоторых регионах ему надо не допустить реванша Партии регионов. Также ему надо на местных выборах взять максимальный контроль над некоторыми регионами – Днепропетровской и Одесской областями, есть желание расширить влияние в Запорожской. Он заинтересован в том, чтобы в местных советах этих регионов было лояльное большинство. Очевидно, что для такой цели совсем неплохо использовать именно бывших регионалов. Потому что есть большая часть электората, которая готова за них голосовать. Разумеется, он не заинтересован, чтобы эти советы приняли представители нынешнего “Оппозиционного блока” или Партии регионов, с которыми у него очень плохие отношения.
А с Виктором Януковичем бывшие регионалы общаются или нет? Вообще есть контакт с ним, или от него все отреклись?
Сомневаюсь, честно говоря. Он для них уже лох, человек, выпавший из обоймы. Я думаю, что там есть люди низшего порядка, те, которые еще имеют определенный интерес, и с которыми приходится считаться. Виталий Захарченко, например. Какие-то советы им дает Андрей Портнов, по крайней мере через Шуфрича и медведчуковскую часть.
Кому-то нужен Янукович? Я сомневаюсь. Человек абсолютно дискредитирован, они об него вытерли ноги, отреклись и попрощались. И где-то даже спасли себя тем, что вовремя от него отскочили. Я не думаю, что он им нужен. Тем более, что Янукович теперь имеет абсолютное неприятие даже у себя на Донбассе.
Есть информация о том, чем он и его окружение занимаются в России?
Понятия не имею. Думаю, что он там не очень благоденствует. Возможно, ему дали создать для себя хорошие условия, но он под контролем. Это нечто подобное тому, что можно назвать домашним арестом, но в очень хороших условиях. За это, я думаю, ему пришлось заплатить. Но это только мои выводы, основанные на его взаимоотношениях с Путиным, которые всегда были или плохие, или очень плохие.