Расскажу вам немного о политической кухне.
Итак, парламент принял исторический закон, который может позволить государству взять под контроль один из своих активов – компанию “Укрнефть”. А партия “Народный фронт” совершила массовый coming out, расписавшись в собственной заангажированности и зависимости от Игоря Коломойского.
90 процентов фракции “Народный фронт” не проголосовали за закон об изменении кворума на собраниях акционеров. За скучным названием стоит реальный бизнес-интерес Коломойского, который измеряется сотнями миллионов долларов.
Законом предлагалось снизить кворум для проведения собраний акционеров с 60% плюс 1 акция до 50% плюс 1 акция.
Именно нынешняя норма “60% плюс 1” акция позволяла Коломойскому десятилетие контролировать “Укрнефть”, назначая туда свой менеджмент, выводя прибыль и годами не выплачивая дивиденды государству.
Для понимания масштаба теневых доходов с “Укрнефти” приведу один пример: в рамках судебного разбирательства с Пинчуком в Лондоне Коломойский признался, что платил в некий неофициальный “спецфонд Кучмы” по 5 миллионов долларов в месяц за право контролировать менеджмент “Укрнефти”, выложив в общем и целом 100 миллионов долларов, что имеет все признаки взятки.
Коломойский продолжал контролировать “Укрнефть” и во времена Януковича. Тот подгребал под себя все, что движется, но только не “Укрнефть”. О том, что эта лояльность Януковича к Коломойскому была небескорыстна, свидетельствует еще и факт приглашения олигарха летом 2013 года на празднование в очень узком кругу дня рождения сбежавшего президента – за четыре месяца до начала Майдана.
После свержения Януковича Коломойский сам пошел во власть и гарантировал сохранение своих интересов. Правда, его новым союзником стал малоизвестный в широких кругах, но влиятельный нардеп Андрей Иванчук – правая рука Яценюка, который является партнером Коломойского в бизнесе биоэтаноловых добавок к автомобильному топливу.
В новой Раде Иванчук получил пост руководителя комитета по экономической политике. О влиянии этой фигуры говорит показательный факт – именно Иванчук был одним из депутатов, которые должны были улететь на отдых 29 декабря 2014 года, из-за чего всю Верховную Раду нагнули на “слепое” голосование за бюджет в 4:30 утра.
Норма о том, что в акционерных обществах будет снижен кворум с “60% + 1 акция” до”50% + 1 акция” попала в коалиционное соглашение, а сроком исполнения этого положения был указан 4 квартал 2014 года. Практически сразу после принятия присяги депутаты восьмого созыва стали регистрировать законопроекты о снижении кворума – первый внес депутат Павел Ризаненко (хотя его не пустили на рассмотрение по непонятным причинам) , второй – Олег Ляшко, третий – Юрий Деревянко, четвертый – группа депутатов, в число которых входит и автор этих строк.
Однако ни один из этих проектов комитет Иванчука не спешил рассматривать, блокируя тем самым и принятие закона в Раде. Добиться рассмотрения закона о снижении кворума удалось только после шантажа Ляшко на согласительном совете в январе 2015, что в противном случае он выйдет из коалиции.
Группа депутатов, подавшая свой законопроект (Войцицкая, Лещенко, Найем, Залищук, Соболев, Продан), чтобы не блокировать шанс, решила во вторник снять свой законопроект и поддержать проект Ляшко с правкой, согласно которой с 1 января 2016 кворум снизится на всех предприятиях, независимо от структуры собственности.
Таким образом, мы выбивали из рук Коломойского аргумент – если бы норма о снижении кворума касалась лишь предприятий с государственной долей, как предлагал Ляшко, это давало олигарху право обжаловать закон в Конституционном суде как такой, который нарушает статью 13 Конституции о равенстве всех субъектов перед законом.
Когда стало понятно, что рассмотрение закона неизбежно, Иванчук попробовал спасти Коломойского, с трибуны парламента предложив голосовать не за закон Ляшко с поправками, вокруг которого консолидировались фракции, а за законопроект Юрия Деревянко, который не имел шансов на принятие.
Но когда через несколько минут закон был-таки поставлен на голосование, Иванчук вытащил свою карточку из терминала, чтобы создать себе алиби для истории – якобы, когда рассматривался этот закон, его не было в Раде, потому что в системе для голосования он зафиксирован как “відсутній”. Так же сделал другой лидер “Народного фронта” Сергей Пашинской – вынул карточку и стал “відсутній”, хотя все утро был в зале – чтобы в будущем журналисты его не донимали вопросами, почему он защищал Коломойского. Тем самым более опытные депутаты подставили руководителя фракцииАндрея Тетерука, который честно нажал кнопку “утримався”.
Из фракции “Народного фронта” численностью 82 депутата закон об ограничении аппетитов Коломойского поддержали всего 13 депутатов – вот их фамилии тоже для истории: Васюнык, Высоцкий, Величкович, Гаврилюк, Дзюблик, Еленский, Кадыкало, Лапин, Левус, Медуница, Соляр, Хмиль, Черновол. Часть из них ориентированы на первого вице-спикера Андрея Парубия, также поддержавшего закон.
Теперь самое интересное. На самом деле, бой еще не выигран.
Олег Ляшко не скрывал своего желания отомстить Коломойскому законом о кворуме. Сразу после голосования лидер радикалов послал олигарху ту же самую смс-ку, которую двумя месяцами ранее Коломойский прислал Ляшко в ночь выборов – “ну шо, подкрался, правда заметно, пиз*ец?!”
Однако желание отплатить Коломойскому ослепило Ляшко, и, настаивая на своей версии закона, он дал Коломойскому шанс выскочить из петли.
Если в подписанном законе будет изложена норма из редакции Ляшко – “Загальні збори акціонерного товариства, у статутному капіталі якого є корпоративні права держави і в якому держава є власником 50 і більше відсотків простих акцій товариства, мають кворум за умови реєстрації для участі у них акціонерів, які сукупно є власниками більше ніж 50 відсотків голосуючих акцій” – то Коломойский может настаивать, что это никак не касается “Укрнефти”, поскольку, согласно формальным нормам, владельцем 50% + 1 акция в “Укрнефти” является не “государство” в лице Фонда госимущества, а НАК “Нафтогаз Украины” – юрлицо в форме акционерного общества.
Чтобы закон распространялся на “Укрнефть”, придется передавать часть акций из “Нафтогаза” на Фонд госимущества, что тоже непросто – поскольку это должно пройти через Кабмин, а значит – Яценюка.
Проще будет внести поправку в только что принятый закон или дождаться 2016 года, когда норма о кворуме начнет действовать для всех.
Еще есть вариант внести техническую правку в нынешний закон на этапе подготовки к подписанию спикером. Однако, поскольку в закон вносились правки с голоса, теперь текст опять возвращается… в комитет Иванчука. Руководитель секретариата комитета, подконтрольный Иванчуку, должен подготовить окончательную редакцию закона и направить в юридическое управление Рады, которое подаст его на подпись спикеру Гройсману. А тот – на подпись президенту. Надежды на этот сценарий нет, потому что опять предполагает участие Иванчука.
Учитывая масштабный ресурс, сосредоточенный в руках Коломойского, мы еще много чего можем увидеть из арсенала шантажа – и сюжеты в ТСН, и бряцание оружий батальонами, и закрытие заправок на переучет, и многое другое.
Важно другое – парламент показал, что может принимать решения, направленные на ограничение влияния конкретного олигарха. И этот экзамен политическая сила Арсения Яценюка провалила на глазах у всей страны.