Очередная программа “Право на власть” на телеканале 1+1 была посвящена расследованию убийства Георгия Гонгадзе. Несмотря на то, что с момента всколыхнувшего Украину преступления прошло уже 14 лет – суд над организатором убийства журналиста генералом Алексеем Пукачем до сих пор продолжается. Правда, подробности этого процесса общественности остаются неизвестными – судебные заседания проходят в закрытом режиме. До обнародования имен заказчиков этого резонансного преступления и, тем более, до их наказания, дело и вовсе не дошло.
В студию в качестве экспертов были приглашены люди, которые имели непосредственное отношение как к задержанию Пукача, так и к расследованию убийства Гонгадзе. Экс-генпрокурор Святослав Пискун, экс-министр внутренних дел Юрий Луценко и пришедший во второй раз на пост главы СБУ Валентин Наливайченко были непосредственными свидетелями и участниками задержания сначала троих правоохранителей, которые выступили исполнителями убийства журналиста, а после – и ареста Пукача, отдававшего им приказ. Поэтому все приглашенные являются носителями уникальной информации, которая в действительно правовом государстве уже давно обернулась бы тюремным сроком не только для генерала-преступника, но и для людей, которые приказали ему убрать неугодного журналиста.
Фамилии реальных убийц Георгия Гонгадзе уже давно не являются секретом ни для кого. Благодаря пленкам майора Мельниченко, на которых ему удалось зафиксировать разговоры высших должностных лиц Украины относительно устранения неудобного для власти журналиста. Эти пленки указывают на то, что в убийстве были заинтересованы, прежде всего, тогдашний президент Украины Леонид Кучма и сейчас экс-глава АП, а также экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин.
Однако ни Кучма, ни Литвин на скамье подсудимых так и не оказались. Хотя в свое время против экс-президента даже было открыто уголовное производство. При Януковиче и Пшонке случилось то, чего так и не сделал “всенародный президент” Ющенко – Кучме готовились объявить подозрение в убийстве. Точнее, почти случилось – потому что дело против экс-президента по-тихому закрыли.
Об этом миллионам зрителей 1+1 сообщил еще один, “виртуальный”, гость студии – экс- первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин, который присоединился по Скайпу к обсуждению расследования.
По словам Кузьмина, во время его работы в ГПУ следователи не только завершили расследование убийства Гонгадзе, но и готовились предъявить подозрение в совершении этого убийства Кучме. Его даже вызывали на допросы в ГПУ – куда Кучма приходил, абсолютно ничего не опасаясь. И не зря: практически сразу после возбуждения уголовного дела против экс-президента тогдашний генпрокурор Пшонка запретил объявлять ему подозрение, в течение нескольких дней Кузьмина уволили из ГПУ, следственный главк, который занимался расследованием преступлений Кучмы, был ликвидирован, а подавляющее большинство свидетелей тех событий были уволены из прокуратуры.
Кузьмин заявил, что во время расследования причастности Кучмы и Литвина к убийству Гонгадзе, следователи наткнулись на такие факты, от которых “и украинцы, и мировая общественность испытали бы шок”. В частности, по его словам, есть веские основания инкриминировать Кучме не только заказ убийства Гонгадзе, но и физическое устранение других видных политиков и бизнесменов в 1990-ые, незаконном присвоении государственной собственности, получение взяток от предпринимателей – в том числе, и от скандального экс-премьера Павла Лазаренко. Похоже, знают об этом и нынешние руководители силовых органов. Наливайченко даже назвал то, что было придумано и создано Кучмой, а развивалось Януковичем, организованной преступной группировкой, ликвидировать которую для него – дело чести.
Все перечисленные выше факты оказались куда менее значимыми для Януковича и Пшонки, чем взятка в размере 1 млрд долларов, которую, по словам Кузьмина, Кучма заплатил за то, чтобы уголовное дело против него было закрыто. Определенные – и значительные – денежные суммы также получили некоторые свидетели дела и другие участники процесса.
Слухи о том, что Кучма откупился от уголовного преследования, в определенных кругах гуляли уже давно. Но лишь теперь Ренат Кузьмин решился озвучить эту информацию в прямом эфире, что уже является в некотором роде официальным заявлением. Возможно, именно для того, чтобы тогдашний президент Янукович “не видел” существующих доказательств преступлений своего предшественника, зять Кучмы Пинчук и зачастил в Межигорье – “поохотиться”?
К слову, журналист Алексей Подольский, который прошел через те же пытки, которые выпали на долю погибшего Гонгадзе, но которому повезло выжить, в эфире этой же программы заявлял, что “откупные” от Кучмы в свое время получал и Ющенко. В руки, которые “ничего не крали”, по его словам, окружение Кучмы передало долю в “РосУкрЭнерго”, а на его счет якобы была перечислена кругленькая сумма.
Но вернемся к откровениям Кузьмина. По его словам, нынешние власти должны довести расследование убийства Гонгадзе до логического завершения – ведь речь идет о доверии народа. И у них (у властей) для этого есть все основания. Пресловутые пленки Мельниченко, подлинность которых подтверждают Пискун и Наливайченко, украинский суд в качестве доказательств не воспринял – ссылаясь на то, что получены они были незаконным путем. Однако тот же Кузьмин подчеркнул: на этих пленках есть все, что необходимо прокуратуре и суду, для того, чтобы возобновить дело против Кучмы и вынести справедливое процессуальное решение. Именно на них опирались следователи во время расследования, столь скоропостижно завершившегося по приказу Пшонки и Януковича в сентябре 2013.
Тем более, что в международном праве уже существуют прецеденты использования подобных доказательств. К примеру, два решения Европейского суда по правам человека “Менк против Швейцарии” и “Ханк против Великобритании”. Согласно международным законам, если подобные записи были сделаны сотрудниками спецслужб на первый взгляд незаконно, но они помогают раскрыть такое преступление, как убийство – они могут и должны использоваться в качестве доказательств в суде. Что бы по этому поводу не говорило национальное законодательство.
Кузьмин отметил, что готов предоставить всю имеющуюся у него информацию по делу против Кучмы. Вот только будет ли оно, это дело? Ведь экс-президент Украины – человек чрезвычайно влиятельный не только в нашей стране, но и на международном уровне. В частности, благодаря тому же Пинчуку, который финансирует немало зарубежных организаций и институтов. Кучма и его “Семья” имеют колоссальное влияние практически на всех без исключения политиков – в том числе, и высшего эшелона. Поэтому Кучма не только хочет, но и может участвовать во любых мало-мальски значимых государственных делах.
Сейчас мы столкнулись с последней возможностью довести до конца расследование дела Гонгадзе и наказать виновных в его убийстве. А также в убийстве тех людей, чьи тела были обнаружены, когда оперативники раскапывали могилу Гии в месте, указанном Пукачем. Причем, наказание должны понести все – вплоть до экс-президента Украины Леонида Кучмы. Для того, чтобы это наконец было сделано есть все предпосылки: и доказательная база, и спрос на справедливое и объективное расследование в обществе. И, наконец-то, желание государственной элиты, которое явно продемонстрировал в эфире 1+1 Валентин Наливайченко.
А он перед камерами заявил, что уже в пятницу, 19 декабря, будет обращаться к главе Апелляционного суда с требованием сделать суд на Пукачем открытым, чтобы все украинцы раз и навсегда узнали, кто стоит за убийством Гонгадзе – и не дали снова “похоронить” дело против заказчика убийства. И что все, о чем говорилось во время почти двухчасовой программы, в том числе, и откровения Кузьмина, должны быть присоединены к материалам расследования – а то и выделены в новое дело. На сей раз, против “неприкасаемого” президента-пенсионера. Который, если его вина будет доказана, надеемся, таки понесет заслуженное наказание по всей строгости закона, пишет Обозреватель.