События прошлого вторника в парламенте – сговор с целью сохранения Яценюка на посту премьер-министра – обрастают новыми подробностями.
“Оппозиционный блок”
По информации моих источников, Юрий Бойко лично контактировал с президентом Петром Порошенко, и лидеру фракции “Оппозиционный блок” недвусмысленно дали понять, что фракция должна дать минимальный результат за отставку. Точнее, калькулятор на Банковой, который сводил все голоса, дал “Оппоблоку” квоту всего на шесть голосов. Тогда как с их стороны была готовность на более 20 голосов.
Почему Бойко послушался? Потому что Бойко на “крючке” Банковой, который старательно заточил Виктор Шокин. В столе у генпрокурора уже восемь месяцев лежит без движения представление в парламент о снятии с Бойко депутатской неприкосновенности и получении согласия на его арест по делу сжиженного газа Курченко. Вместо того, чтобы направить обращение в парламент, Шокин его заблокировал, выторговывая для Банковой уступчивость Бойко.
После того, как “Оппоблок” попросили ограничиться шестью голосами, это спровоцировало даже конкуренцию внутри фракции, кому именно дадут право нажать “за” отставку. В итоге, квоту превысили на два голоса, решив распределить ее среди самых публичных лиц, чтобы они потом не краснели на эфирах за свое неголосование. “За” проголосовали Бойко, Вилкул, Шуфрич и Матвиенков – это лидеры четырех неформальных групп внутри вчерашней Партии регионов, которые представляют, соответственно, “РосУкрЭнерго”, “Ахметовских”, “Медведчуковских” и “Стародонецких”.
Также за отставку проголосовала Юлия Левочкина, которая является делегатом в ПАСЕ, где рассказывает о бесчинствах “киевской хунты” – и неголосование поставило бы ее в недвузначное положение. И еще один голос “за” дал Мураев – представитель “новой волны” в Партии регионов, владелец канала NewsOne, который пытается играть свою игру, в том числе с окружением Михаила Саакашвили – достаточно посмотреть на лояльное освещение его деятельности этим медиа.
Плюс за отставку проголосовал адвокат Ахметова Воропаев (это якобы позволило бы олигарху в дискуссии отрицать сговор, говоря, что самый близкий к нему человек нажал “за”). Ну и восьмой голос поступил от Вадима Рабиновича, который выбрал нишу эпатажной политики и даже был среди тех, кто отметился в подписном листе за отставку Яценюка, когда искали 150 голосов за инициирование ему недоверия.
За отставку не проголосовали те, кто 15 минутами ранее высказался за признание работы правительства неудовлетворительной. Это группа Бойко, который вел переговоры с Банковой, плюс примкнувшие люди Левочкина и Фирташа (Бакулин, Дунаев, Иоффе, Мирный, Павленко, Папиев, Мирошниченко, Скорик) ; группа Медведчука (Шурма, Нимченко, Козак) , и группа Ахметова (Королевская, ее муж Солод, Новинский, Долженков, Омельянович) .
Причем, если все вытянули карточки, то Вадим Новинский показательно оставил ее в слоте, тем самым показывая, чьими голосами премьера сохранил свое кресло.
Группа “Воля народа”
Бывшая группа Еремеева на сегодняшний день стала аппендицитом Блока Порошенко, а роль посредника при сборе голосов осуществляет одиозный Олесь Довгий.
Список тех депутатов, которые проголосовали за признание работы Яценюка неудовлетворительной, но через 15 минут не дали голоса за отставку, состоит из девяти фамилий: Бандуров, Мельничук, Пономарев, Развадовский, Богуслаев, Довгий, Молоток, Немировский, Поплавский. Все они вытащили карточки в момент голосования. А когда убедились, что план сговора сработал и голосов не хватило, четверо из них бросились писать заявления за то, чтобы их голос засчитали – что невозможно сделать в принципе.
“Радикальная партия”
Также интересные метаморфозы произошли во фракции Ляшко, который на сегодняшний день работает в тандеме с Ринатом Ахметовым – главной опорой Яценюка. Обратите внимание на одну деталь, которая выдает сговор. Речь идет о депутате Кошелевой. В этот день она была в парламенте. Последнее ее результативное голосование – за диктаторский закон N3700, которое произошло после 16 часов. Потом идет обсуждение отчета правительства. Потом – голосование за признание работы Яценюка неудовлетворительной. Ее карточка стояла в терминале, но не проголосовала. А через 15 минут, когда голосуют за вотум недоверия, карточку Кошелевой вынимают из терминала – и в системе она значится как “отсутствовала”.
Вопрос – кто отпустил Кошелеву домой в день голосования, учитывая железную дисциплину в блоке Ляшко, а также явную несамостоятельность молодой радикалки? Очевидно, что это не могло произойти вопреки воли Ляшко.
Блок Петра Порошенко
Но самое показательно произошло во фракции БПП. Там совершили “алогичный поступок” 24 (!) депутата, что сопоставимо с размером целой фракции. Сперва дали голоса за признание работы неудовлетворительной, но потом не проголосовали за отставку Андриевский, Герасимов, Евлахов, Козаченко, Король, Ливик, Лубинец, Макарьян, Мушак, Паламарчук, Романюк, Савченко, Ткачук, Усов, Белькова, Горват, Ефимов, Козырь, Куличенко, Недава, Павелко, Третьяков, Урбанский, Яринич.
Главным сообщником Яценюка стала группа УДАР, также находящаяся в особых отношениях с Левочкиным-Фирташем. Шесть депутатов УДАРа не нажали кнопки за отставку, хотя 15 минутами ранее проголосовав за работу правительства неудовлетворительной – Ливик, Макарьян, Паламарчук, Романюк, Ткачук, Белькова. В этом “ударовском” списке есть одно примечание: Ольга Белькова – выходец из корпорации Виктора Пинчука, который также последовательно поддерживает Яценюка (за отставку не голосовал мажоритарщик Пинчука внефракционный Яков Безбах).
Кроме этих шести “ударовцев”, которые поставили Яценюку “двойку”, но не отправили его в отставку, есть еще двое, которые вообще не пришли на голосование: Агафонова и Чепинога. Оба они утром были в парламенте, оба поставили даже подпись за вотум недоверия Яценюку, оба близки… к Левочкину.
Помимо группы “УДАР”, голоса за отставку не дали депутаты, близкие лично к президенту, а также бизнес-крыло фракции, которое ориентируется тоже на него.
Самое вызывающее – это поведение тех депутатов, которые скрепили собственной подписью требование отставки Яценюка, но потом не проголосовали за нее. Во фракции БПП таких 13 нардепов: Агафонова, Горват, Козаченко, Куличенко, Ливик, Лубинец, Макарьян, Романюк, Савченко, Ткачук, Усов, Чепинога, Яринич. Каких-то внятных объяснений такого поведения на заседании фракции БПП они не озвучили.
Однако главным объектом критики из уст президента Порошенко на последнем заседании фракции стали не эти депутаты, а мы с Мустафой Найемом – из-за того, что решились сказать о сговоре вслух. Вместо откровенного разговора произошло прилюдное вымещения зла.
Провальное голосование, срежиссированное извне парламента, стало еще одним подтверждением, что никакой системы сдержек и противовесов на верхушке украинского руководства не существует. Президент Порошенко и премьер-министр Яценюк в модели США должны были контролировать друг друга, конкурируя за успех и ограничивая государственную коррупцию. На самом деле, они просто распределили сферы влияния и денежные потоки, вступив в сговор, еще одним полноценным участником которого теперь стали олигархи. Вместо того, чтобы выпустить пар, авторы сценария еще сильнее закрутили пробку.
Общественное напряжение скачет вверх, а с ним – и запрос на сакральную жертву. То, что полгода назад можно было решить снятием Шокина, а месяц назад – Шокина и Яценюка, сейчас уже не решишь даже этими кадровыми решениями. Замена премьера сняла бы вопрос досрочных выборов. А теперь, когда ситуацию загоняют в угол, очистка выборами становится все менее желанной, но все более вероятной. С каждым витком кризиса, без восстановления доверия, цена за выход из него только возрастает.