Что мы имеем на сегодняшний день: президент просит премьера уйти, так как деятельности команды Яценюка не доверяет 70% населения, но сам не инициирует его отставку. Парламент признает работу Кабмина неудовлетворительной, но не может уволить. Сам же премьер уходить не хочет. Каков выход из политического кризиса?
Сценарий 1. Досрочные выборы
Владимир Гройсман попросил народных депутатов в течение недели найти выход из “усугубляющегося политического кризиса”.
“Выход только один – мы выходим из коалиции”, – заявила лидер фракции “Батькивщины” Юлия Тимошенко. Одиночные заявления о выходе из парламентского большинства написали еще два парламентария – Сергей Каплин и Александр Сугоняко.
“Лично я считаю присутствие “Самопомощи” в коалиции нецелесообразным, за фракцию говорить не буду”, – сказал народный депутат Семен Семенченко. Соратники львовского мэра Андрея Садового в четверг якобы заявят, что они покидают коалицию. В таком случае коалиция рассыплется.
“Если в течение месяца не будет сформирована новая коалиция, у президента появится право распустить Верховную Раду. И тогда будут досрочные парламентские выборы”, – говорит Павел Пинзенык.
Представители пропрезидентской команды уверяют, что глава государства пообещал не допустить досрочных выборов.
“Петр четко сказал: выборов он не допустит”, – поведал один из депутатов БПП.
Сценарий 2. Новая команда премьера Яценюка
Судя по последним публичным заявленим представителей БПП, страну будут пугать досрочными парламентскими выборами, подробно рассказывая, что выборы больно ударят по экономике. И все эти страшилки лишь для того, чтобы вынудить Яценюка на кардинальное переформатирование правительства.
“Что будет дальше? Яценюк, очевидно, будет вынужден признать, что именно такой состав правительства не имеет поддержки общества и Рады и должен самостоятельно инициировать его обновление”, – предполагает народный депутат от БПП Ольга Белькова.
И скорее всего, в новое правительство Арсения Яценюка войдут несколько народных депутатов от БПП. Неслучайно же под шумок обсуждения отставки Яценюка был принят противоречивый закон 3700. Документ позволяет партийным лидерам подчищать избирательные списки партий уже после оглашения результатов выборов. А как известно, фракция БПП была “законсервированной”: никто из депутатов не мог уйти в правительство, так как в случае ухода его место бы занял адвокат Игоря Коломойского Андрей Богдан.
Если же сегодня-завтра Арсений Яценюк выступит за кадровое обновление правительства, то “Самопомощь” в коалиции останется, пишут Елена Галаджий, Виктор Тимофеев в статье “Или премьер меняет команду, или страна идет на выборы” в газете “КП в Украине”.
По мнению экспертов, главная цель Тимошенко – перевыборы, а судьба коалиции зависит от позиции “Самопомощи” и от того, смогут ли договориться БПП и НФ.
Фактически Тимошенко выходит на тропу войны, поскольку после вчерашних событий в Раде она поняла, что при перераспределении портфелей в Кабмине ее интерес вряд ли будет учтен, считает директор центра политического анализа “Стратагема” Юрий Романенко.
А момент для ухода как раз подходящий, добавляет профессор политологии НаУКМА, научный директор фонда “Деминициативы”Алексей Гарань. “Сейчас, очевидно, Тимошенко решила, что это благоприятный момент сыграть на непопулярности правительства – этим мотивировать свой выход из оппозиции”, – сказал он. При этом эксперт добавил, что уход “Батькивщины” принципиально ничего не меняет, поскольку она и так, будучи в коалиции, находилась в оппозиции к ней.
И сейчас, как отмечает директор компании стратегического консалтинга Berta Communications Тарас Березовец, наступает момент истины для “Самопомощи”. “Если они последуют вслед за “Батькивщиной”, парламентская коалиция автоматически распадется. Порог голосов БПП и НФ будет ниже 226. Следовательно, или новая коалиция (что маловероятно), или перевыборы. У Садового в случае сохранения в коалиции появится “золотая акция”, – написал он у себя в facebook.
Но даже, если фракция и решит выйти из коалиции, это не означает автоматические перевыборы, считает Алексей Гарань. “Если “Самопомощь заявит про выход, будет сложнее, но я не исключаю, что коалиция может сохраниться. Ключевое – это найдут ли понимание БПП и НФ, которые с голосами отдельных депутатов могут сохранить минимальное необходимое большинство, чтобы коалиция сохранилась без перевыборов”, – сказал политолог.
Но для этого необходимо, чтобы были внесены изменения в регламент Рады, отмечает Владимир Фесенко.
При этом эксперты отмечают, что дальнейшие переговоры по сохранению или переформатированию коалиции будут также влиять и на вопрос о перезагрузке самого правительства – все будет зависеть от конфигурации, которая в итоге будет выстроена в парламенте.
Алексей Гарань также считает, что Порошенко будет не против отставки Яценюка. Что, впрочем, не исключает вариант, когда Яценюк остается, по крайней мере, на какое-то время, добавляет Владимир Фесенко. “Президент, учитывая сохранение политической стабильности и необходимость сохранения сотрудничества с МВФ, готов будет и дальше работать с Яценюком, но и Яценюк будет вынужден сотрудничать с президентом и его фракцией – без поддержки БПП ни один закон правительства не пройдет Раду”, – пояснил Владимир Фесенко.
В итоге, по словам политолога, власти постараются, чтобы в обновленном правительстве как минимум половина министров были люди, которых на Западе воспринимали бы, как технократов и реформаторов, а не как партийных ставленников.
При этом Владимир Фесенко добавил, что для Порошенко критически важно, чтобы должность первого-вице-премьера (сейчас вакантна) занял представитель его команды, пишет Денис Скворцов в статье “Что ждет коалицию, Кабмин и будут ли перевыборы Рады: прогнозы экспертов” в газете “Сегодня”.
За отставку команды Яценюка проголосовали 97 нардепов БПП, против – 0, воздержались – 10, не голосовали – 10, еще 19 – отсутствовали вообще. При этом несколькими минутами ранее за то, чтобы признать работу Кабмина неудовлетворительной, проголосовало 120 депутатов президентского блока. За 15 минут необходимые голоса внезапно испарились.
“Через пятнадцать минут, в 20:05, на голосование ставится намного более важный вопрос – вотум недоверия правительству, – рассказывает о происходившем нардеп БПП Сергей Лещенко. – После чего настанут вполне конкретное последствие – смена главы исполнительной власти. Это момент, когда голосуется архиважный для президента вопрос – отставка правительства, к чему он призвал несколькими часами ранее. И за это решение фракция БПП дает… на 22 голоса меньше. Не на два голоса, а на двадцать два! Которые куда-то улетучились в течение 15 минут”.
Лещенко, также входящий во фракцию БПП, называет этот “демарш” внутренним сговором между депутатами: все те, чьих голосов не хватило, чтобы сместить премьера, так или иначе связаны с президентом, многие из них – бизнесмены, которые боятся накликать гнев Порошенко.
Юлия Тимошенко утверждала, что нардепам предлагали до 1 млн долларов за то, чтобы они не голосовали за отставку Кабмина. “Это реально страшно, потому что скупка шла массовая”, – сказала лидер Батькивщины.
О том, что голоса покупались, говорит и нардеп БПП Сергей Каплин, также покинувший коалицию вчера утром вместе с коллегой по фракции Александром Сугоняко. Также Каплин утверждает, что во время голосования имели место договоренности с олигархами.
Нардеп Андрей Вадатурский рассказывает: на собрании фракции до депутатов было донесено, что по вопросу отставки правительства БПП нужно дать 95-100 голосов. “Для чего – не объясняли, – говорит он. – Те, до кого это было доведено, каждые полчаса уточняли: “Ты поменял свою точку зрения?”. И вот результат от БПП – 97 голосов. Пожертвовать партией ради чего-то, ради каких-то потоков денег? О какой борьбе с коррупцией можно говорить? Сейчас мы запустили такую бомбу, которую, не думаю, что кто-то будет и сможет контролировать. Доверия нет”. Об этом пишет Александра Горчинская в статье “Порошенко против Порошенко. Почему проголосовали против отставки правительства депутаты президентской фракции” в издании “Новое время”.
В выигрыше от закулисных манипуляций оказались и президент, и премьер. Так, Пётр Порошенко на время отложил коллапс законодательной и исполнительной власти, открыв путь к получению долгожданных денег от Запада. Призыв президента к генпрокурору Виктору Шокину уйти в отставку в БПП тоже трактуют как показательный шаг навстречу Брюсселю и Вашингтону, где Шокина называют одним из главных препятствий на пути к реформам и борьбе с коррупцией. Порошенко долго держался за сверхлояльного генпрокурора и использовал этот козырь лишь в последний момент.
Кроме того, своим призывом к полной перезагрузке Кабмина Порошенко переложил ответственность за судьбу правительства на парламент. Ведь формально он делал что мог: настойчиво призывал премьера уйти, его фракция организовала сбор подписей и в массе своей даже проголосовала за отставку Кабмина. В свою очередь, Арсений Яценюк добился главного – оставил за собой премьерское кресло, получив полугодичный иммунитет от отставки.
Теперь, когда политическое обострение в виде возможной отставки Кабмина на время ушло из повестки дня Рады, кризис центральной власти перешёл в хроническую стадию. Кабинет министров отныне даже с формальной точки зрения не имеет поддержки в парламенте.
В случае если примеру соратников Тимошенко последует Самопомич (а центробежные тенденции во фракции всё сильнее), коалиция прекратит даже своё формальное существование. Тогда, если двум крупнейшим фракциям – БПП и Народному фронту – не удастся обратно затащить в коалицию радикалов Олега Ляшко, им придётся идти на экстренные меры. Например, спешно переманивать в свои ряды лояльных внефракционных. Правда, пока редеют даже ряды самой президентской фракции, ведь число недовольных “линией партии” после комбинаций с псевдоотставкой Кабмина увеличилось: ещё два депутата написали заявления о выходе из БПП.
Впрочем, для президента это не критично. Ведь на фоне Кабмина и полупарализованного парламента он остаётся самой дееспособной фигурой. И это отличный бонус для Порошенко как в глазах украинцев, так и в глазах Запада.
С другой стороны, ни одна из причин, изначально спровоцировавших кризис, пока не устранена. Полное отсутствие доверия между политическими игроками и борьба за влияние на исполнительную власть не позволяют сбросить со счетов сценарий досрочных выборов как самого простого, но самого радикального пути выхода из кризиса. Ведь дееспособное коалиционное правительство возможно лишь при условии единства парламентской коалиции. Этого нет, а значит, необходим совершенно другой формат коалиции. Все на выборы, пишет Милан Лелич в статье “Искусственный иммунитет. Почему Порошенко и Яценюк вступили в политический сговор” в издании “Фокус”, сообщает rus.newsru.ua