Согласно информации, опубликованной в СМИ, начиная с 01 января 2016 года, председатель правления ПАО “Укргазвидобування” получает заработную плату в размере 398 120 грн/месяц, сообщает РБК-Украина.
Решение повысить заработную плату было принято НАК “Нефтегаз Украины” после обращения председателя правления ПАО “Укргазвидобування” к председателю правления НАК “Нефтегаз Украины” с просьбой повысить ему заработную плату до указанного выше уровня.
Оказывается, в основе такой инициативы лежит постановление Кабинета министров Украины от 19 мая 1999 г. №859 “Про умови і розміри оплати праці керівників підприємств, заснованих на державній, комунальній власності, та об’єднань державних підприємств”.
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления, право устанавливать размер должностного оклада предприятия предоставлено руководителям центральных органов исполнительной власти, председателю Совета министров Автономной Республики Крым, руководителям местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые заключают контракты с руководителями предприятий, основанных на государственной собственности, в том числе казенных, и объединений государственных предприятий, образованных центральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством, предприятий, принадлежащих Автономной Республике Крым, предприятий, основанных на коммунальной собственности.
Однако вышеуказанное постановление Кабинета министров Украины не распространяет свое действие на ПАО “Укргазвидобування”.
Судя по всему, это осознают и в ПАО “Укргазвидобування”, и в НАК “Нефтегаз Украины”, что следует из интервью председателя правления НАК “Нефтегаз Украины”, а именно (цитата): “Принятое Кабмином постановление №859 как раз и содержит расчеты оклада и компенсации для госкомпаний. У этого постановления нет прямого отношения к УГВ. И Минэкономики напрямую и формально к этому решению отношения не имеет.
Решение повысить зарплату было принято в “Нафтогазе”: “Мы взяли постановление Кабмина за бенчмарк и определили уровень конкретно для УГВ. Потому что все остальные обзоры зарплат, которые есть у нас и на основании которых рассчитывали это постановление, говорят о еще более высоком уровне оплаты труда, чем указано в нем”.
Таким образом, решение установить заработную плату на уровне 392 120 грн/месяц было принято не на основании постановления Кабинета министров Украины от 19 мая 1999 г. №859 в силу того, что данное постановление не распространяет свое действие на определение уровня заработной платы председателя правления ПАО “Укргазвидобування”.
Соответственно, устанавливая себе заработную плату в размере 398 120 грн/месяц должностные лица ПАО “Укргазвидобування” и НАК “Нефтегаз Украины” руководствовались тем постановлением КМУ, которое на них не распространяется.
Второй аспект. Согласно пункту 13 приложения №1 к постановлению Кабинета министров Украины “Про економію державних коштів та недопущення втрат бюджету” от 01 марта 2014р. № 65 установлено “Ограничение максимального размера месячной заработной платы (денежного обеспечения) руководящих работников органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти и органами местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, которые не осуществили в 2015 году мероприятия по упорядочению и оптимизации структуры, сокращения не менее чем на 3 процента численности работников, 15 размерами минимальной заработной платы (выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска не учитывается в указанном максимальном размере)”.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 24.07.1998 г. №1173 “Про розмежування функцій з видобування, транспортування, зберігання і реалізації природного газу”, Кабинет министров Украины постановил создать дочернюю компанию “Укргазвидобування” НАК “Нафтогаз Украины” на базе газодобывающих предприятий и структурных подразделений АТ “Укргазпром”.
В последующем Кабинет министров Украины выдал распоряжение от 13.06.2012 г. №360-р “Про реорганізацію дочірніх компаній Національної акціонерної компанії “Нафтогаз України”, которым принял решение реорганизовать ДК “Укргазвидобування” НАК “Нафтогаз України” путем преобразования в ПАО “Укргазвидобування”.
Таким образом ПАО “Укргазвидобування” является предприятием, образованным органом государственной власти (Кабинетом министров Украины).
Кроме этого, в 2015 году ПАО “Укргазвидобування” не проводило сокращение не менее чем на 3 процента численности работников предприятия (по крайней мере, соответствующая информация отсутствует).
Из указанного следует, что ПАО “Укргазвидобування” при определении уровня заработной платы руководителя предприятия должны были руководствоваться постановлением Кабинета министров Украины “Про економію державних коштів та недопущення втрат бюджету” № 65 от 01.03.2014р.
А в этом случае максимальная зарплата руководителя ПАО І “Укргазвидобування” не может быть больше, чем 15 размеров минимальной заработной платы (15 х 1378 грн = 20 670 грн/месяц).
Таким образом, устанавливая себе заработную плату в размере 398 120 грн/месяц должностные лица ПАО “Укргазвидобування” и НАК “Нефтегаз Украины” проигнорировали постановление КМУ, которое на них распространяется, и которым они обязаны были руководствоваться при принятии решения об определении уровня заработной платы.
Но если даже допустить, что руководство ПАО “Укргазвидобування” будет настаивать на том, что и указанное постановление Кабинета министров Украины от 01 марта 2014 р. № 65 на них не распространяется, то в таком случае третий вопрос: почему при назначении себе необоснованно завышенной суммы заработной платы руководитель ПАО “Укргазвидобування” руководствовался одним из тех 2-х постановлений КМУ, которые якобы на него не распространяются, и выбрал для индикатива то, которое дает возможность установить себе максимально возможный уровень заработной платы?
Но кроме юридической, есть еще и моральная сторона вопроса. Назначение необоснованно завышенной заработной платы руководителю ПАО “Укргазвидобувания” происходило в период действия закона Украины “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо пенсійного забезпечення” от 02.03.2015 г. № 213-VIII, которым устанавливались ограничения на выплаты пенсий ряду категорий пенсионеров, в том числе и тем, кого никак нельзя причислить к социально обеспеченным.
Кроме этого, в 2015 году заработная плата членам Кабинета министров Украины (кроме руководителей органов, подразделения которых принимают участие в проведении антитеррористической операции) начислялась в размере должностного оклада, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 14.02.2015 г. №43.
При этом в своем интервью 2-х месячной давности председатель правления ПАО “Укргазвидобування” утверждал: “Логічне питання про команду, адже, як відомо, один у полі не воїн. Безсумнівно. Ми запустили і зараз продовжуємо процес формування і оновлення команди. Я з великою відповідальністю підходжу до цього. Перш за все, шукаємо справжніх професіоналів – людей, готових з ходу вирішувати складні завдання, що стоять перед компанією. Дуже важливий аспект – патріотизм. Тільки принципові, порядні, патріотично налаштовані люди зможуть ламати систему в умовах тотальної корупції і поки що низької оплати праці. Так, про низьку зарплату – думаю, ми всі тут трохи авантюристи, оскільки віримо, що зробимо з компанії одну з кращих за ефективністю та якістю роботи, рівню зарплати. Але, це в майбутньому, а зараз, якщо людину цікавить тільки рівень його зарплати, мені він не цікавий. Бажання змінити цю компанію повинно переважати над фінансовим питанням. Ми не приховуємо, що сьогодні працюємо за ідею, працюємо на перспективу. Саме таку команду ми і збираємо”.
Вот такой он, патриотизм по-украински.