Встречу папы римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, назначенную на 12 февраля, называют исторической – считается, что главы двух конфессий до сих пор никогда лично не встречались.
Встреча состоится 12 февраля на Кубе, в аэропорту имени Хосе Марти в Гаване.
Глава католической церкви и предстоятель РПЦ намерены подписать совместную декларацию о взаимодействии церквей, сообщили в Ватикане.
“Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной”, – сообщил, комментируя информацию о встрече, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Волоколамский Иларион.
Представители Римско-католической и Русской православной церквей ожидают от этой встречи укрепления связей между Ватиканом и Москвой.
Независимые эксперты считают, что за внезапным согласием патриарха Кирилла на встречу с папой римским может стоять Кремль, который пытается разными способами преодолеть международную изоляцию России.
Павел Шашкин, секретарь экспертного совета “Экономика и этика” при Святейшем патриархе:
Принципиальным образом стратегические отношения между церквями навряд ли изменятся, потому что стратегически они и так определены как отношения между церквями-сестрами.
Несмотря на сохраняющиеся разночтения в очень многих вопросах – и канонических, и в вопросах практической жизни, не говоря уже о политических конфликтах, в которые, безусловно, пытаются вовлечь и противоборствующие стороны современной церковной структуры, – несмотря на это, на протяжении последних десятилетий между Римско-католической и Русской православной церковью выстроились добросовестные партнерские отношения.
Сейчас достаточно непростая обстановка сложилась в сфере международных отношений, в том числе между крупными геополитическими игроками, крупными державами.
В этой ситуации церкви, которые всегда традиционно играли роль миротворцев и посредников в сложных конфликтных ситуациях, должны как-то координировать свои усилия для достижения общего блага, становления справедливого общего миропорядка.
В этом отношении католики и православные по многим актуальным вопросам международной повестки имеют очень близкие, иногда просто схожие взгляды.
Так что встреча вполне логична.
Священник Кирилл Горбунов, пресс-секретарь католической архиепархии Божией Матери в Москве:
В современном мире религия как таковая воспринимается людьми как источник угрозы – неважно, ислам это или христианство.
Представляется, что люди, которые верят в сверхъестественные ценности, априори считают себя во всем правыми, склонны прибегать к насилию для защиты своих взглядов. Поэтому христианам всех конфессий очень важно показать, что наша главная цель – это мир между людьми. И конечно, невозможно эффективно показать это, если мы не будем на самом деле стремиться к миру в отношениях между нашими конфессиями.
Я думаю, поэтому эта встреча имеет огромное значение.
Отношения между католической церковью и православными церквями могут показаться довольно скверными, но на самом деле прогресс, который был достигнут за последние сто лет, огромен – это поистине шаг вперед.
Святейший патриарх Кирилл, конечно, уже встречался с папой Бенедиктом, с папой Иоанном Павлом Вторым, когда он был митрополитом и главой отдела внешних церковных связей московского патриархата. И ему хорошо известно, что отношения между нашими церквями трудные, проблематичные, но на самом деле еще и очень богатые, обширные.
Я думаю, эта встреча будет тем знаком, который покажет, что есть возможность развивать их дальше.
Я уверен, что будут последствия, будут новые шаги в отношениях между церквями, и не только формальные. Для церкви самое важное – отношение простых верующих друг к другу: доверие, симпатия, и я думаю, что эта встреча станет знаком для многих людей – мы призваны больше любить друг друга и лучше друг друга знать.
Андрей Десницкий, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН:
Во-первых, надо понимать, что это первая встреча в истории. Римский папа неоднократно встречался с Константинопольскими патриархами, а с Московским это будет первая встреча.
Когда люди начинают диалог, особенно, если за этим диалогом стоит очень долгая история непонимания, то очень трудно ждать от первой встречи решения абсолютно всех вопросов. Но совершенно точно можно сказать, что это будет некое очень важное начало, это будет прецедент, это будет опыт, на который потом можно ссылаться.
Римский папа Франциск вообще настроен на подобные встречи, и с Московским патриархом он был готов встретится давно. Думаю, это его общая политика открытого подхода к церкви-сестре.
Что касается Московского патриархата, эта тема давно обсуждалась, но впервые было принято решение о встрече. Прежде всего, потому что у нас в этом году должен состояться всеправославный собор, и на этом соборе есть два центра притяжения, они обозначились на переговорах в Швейцарии в начале февраля.
Это Москва и Константинополь. Константинополь – исторический центр православия, первенствующая кафедра и вселенский патриархат. Москва – центр самой многочисленной, самой богатой и самой влиятельной православной церкви.
Соответственно, и Москва, и Константинополь претендуют на первенство.
Но Константинополь активно вовлечен в диалог с католиками на самом высшем уровне. С Москвой пока такого не происходило. Это раз.
Во-вторых, не так давно президент России встречался с римским папой. Известно, что сейчас довольно горячая тема – это, с одной стороны, некоторая международная изоляция российской политики, с другой – желание наладить мосты с консерваторами всех стран и выступить в качестве такого центра притяжения.
Но здесь явно есть элемент соперничества между патриархатом и Кремлем: как это они встречались, а мы до сих пор нет?
Яков Кротов, священник неканонической Украинской автокефальной православной церкви
Встреча папы и патриарха, вопреки распространённому мнению, – не первая встреча глав двух церквей, потому что глава русского православия митрополит Исидор участвовал во Флорентийском соборе в начале XV века и даже подписал договор о соединении двух церквей. Договор никаких существенных результатов не возымел, кроме того, что Русская церковь, напротив, самочинно и антиканонично объявила себя самостоятельной и ушла в раскол от Константинопольской патриархии.
Патриарх согласился на встречу (после многих лет, когда он отказывался), потому что ему приказал Кремль.
Эта встреча выгодна только Кремлю, который сейчас находится перед угрозой всеобщего международного бойкота. Любая встреча с международным авторитетом слегка помогает Кремлю укрепить репутацию. Согласившись на встречу, папа помогает агрессивной диктатуре выглядеть нормальной страной. Это объятия за чужой счёт. Обнимается папа, а гибнут от российского оружия украинцы и сирийцы.
Почему папа согласился на встречу? Потому что внутренне он действительно скорее ближе к диктатурам, чем к свободному миру.
Как и Гундяев, Бергольо сформировался в годы жесточайшей диктатуры как конформист, предпочитающий “договариваться с тюремщиками”, даже если из-за этого кого-то из заключённых убьют. Мертвые молчат, в доказательство правильности конформизма предъявляют выживших.
Не надо забывать и о платных и добровольных кремлевских агентах в Ватикане, они никуда не делись.
Заметим, что встреча происходит не где-нибудь в свободном мире, а на Кубе – острове диктатуры и рабства.
Происходит под предлогом “помочь верующим”. Но в результате такой помощи диктатура поощряет церковь очень определенного типа – вроде капельницы при параличном больном.
Человек и под Брежневым, и под Кастро, и под Путиным живет без свободы творчества, без свободы бизнеса, совести, собраний, слова – почти что овощ. В утешение ему предлагают пососать леденец в виде креста. А Крест – не леденец для утешения.
Деформируются и верующие, и пастыри, и сама Церковь. И какая разница, объединятся две капельницы в одну или нет? Во-первых, ни за что не объединятся, во-вторых, какая разница! Ватник-католик ничем не отличается от ватника-православного.
Дэвид Уилли, корреспондент Би-би-си в Ватикане:
Эта беспрецедентная первая встреча между главами Римско-католической и Русской православной церкви потребовала от ее организаторов немалой фантазии.
Попытки предшественников папы Франциска провести подобную встречу в Восточной Европе или даже на Кипре оканчивались провалом, потому что в РПЦ всегда подозревали Рим в намерении переманить на свою сторону православных верующих в России и Украине.
Со своей стороны, Рим всегда подозревал, что в России никогда не существовало подлинного разделения церкви и государства.
Встречаясь на Кубе – вдали от Рима, Москвы или Константинополя с их историческим грузом раскола и религиозных конфликтов, – папа Франциск и патриарх Кирилл смогут сосредоточить внимание на реальных опасностях, которые угрожают всем христианам в XXI веке.
Главная из них в том, что нынешнее наступление исламского фундаментализма может привести к полному прекращению многовековой истории христианства на Ближнем Востоке, сообщает Би-би-си.