Почти половина украинских школ приостановили учебный процесс из-за высокого уровня заболеваемости гриппом. Местные власти во многих регионах, не дожидаясь эпидемии, решили ввести подобные ограничительные мероприятия. Это позволило снизить заболеваемость детей гриппом на 10%, сообщают чиновники. Зачастую подобные ограничительные меры власти называют карантином. О том, в чем разница между этими понятиями, кто имеет право вводить карантин и при каких условиях рассказала РБК-Украина главный внештатный эпидемиолог Минздрава Украины Ирина Колесникова.
РБК-Украина: Когда в Украине будет объявлена эпидемия гриппа?
Ирина Колесникова: Это произойдет, когда порог заболеваемости будет превышен на 50%. На сегодня (21 января, – ред.) это произошло только в Донецкой области. Эпидемический порог считается не только для всей области, но для каждого населенного пункта и возрастной группы отдельно. Поэтому где-то ограничительные мероприятия уже могут вводиться, а где-то еще нет. Как следствие, вполне понятна обеспокоенность людей, когда они спрашивают о том, почему у нас не закрыли школы, а где-то закрыли.
Ирина Колесникова: Нет. Это будет считаться только осложнением эпидемической ситуации. Поэтому эпидемии гриппа может и не быть в Украине в этом сезоне.
РБК-Украина: Как часто в Украине возникают эпидемии гриппа?
Ирина Колесникова: С 2009 года в Украине не было эпидемий гриппа.
РБК-Украина: Потому что оказывают эффект предупредительные меры, как, к примеру, действующий в Киеве карантин?
Ирина Колесникова: У нас не каждый год фиксируется эпидемия гриппа. Я не считаю, что ограничительные меры дадут эффект. Они просто отстрочат рост заболеваемости. Как только дети выйдут в школу, они сразу начнут болеть. Не имеет значения, когда дети будут болеть – сейчас или через неделю, или через две. Мы же не можем их держать дома до мая.
Но сейчас во время ограничительных мер остро встал вопрос “А с кем же оставлять детей дома?” Сейчас дети, как правило, или идут с родителями на работу, или остаются дома одни.
Но многие забыли о таком понятии как “ребенок улицы”, “ребенок без присмотра”. Это такие дети, которые большую часть дня находятся без присмотра взрослых. Это повод рассматривать органами социальной опеки и суда вопрос о лишении родительских прав. Формально это повод.
Кроме того, в нынешней ситуации интересен еще один момент. Ни в одном нормативно-правовом акте не указано когда именно вводится карантин и что именно может быть закрыто, к примеру, или детсады, или школы, или какие-то другие заведения.
По украинскому законодательству, карантин имеет право вводить только Кабинет министров своим распоряжением. Мало того, он вводится только при особо опасных инфекциях. Грипп не относится ни к особо опасным инфекциям, ни даже к опасным инфекциям. К подобным заболеваниям может быть отнесен только пандемический грипп. Ныне распространенные вирусы гриппа в Украине не являются пандемическими, это сезонные вирусы.
РБК-Украина: Но разве бушующий сейчас в Украине штамм гриппа А/H1N1 Калифорния не является пандемическим?
Ирина Колесникова: Этот штамм уже не является пандемическим. Он возник в 2009 году. Тогда он был пандемическим. Тогда он распространился за полгода на более чем 200 стран мира и зарубежных территорий. В истории Всемирной организации здравоохранения это было самое быстрое распространение гриппа. Тогда также впервые в истории ВОЗ был объявлен самый высокий уровень пандемии. Но с 2010 года этот штамм стал обычным сезонным. С того времени у украинцев пропала настороженность к этому штамму. Но в этом году они вновь стали серьезно им болеть. Причем больше всего стали болеть в тех областях, которые в 2009 году были меньше всего вовлечены в эпидемию.
РБК-Украина: Тогда что же вводят в столице и регионах, если не карантин?
Ирина Колесникова: Правильно это называется разграничительно-ограничительные мероприятия. Это разобщение, это не карантин. Карантин применяются только в случае особо опасных заболеваний по отношению к больным и контактировавшим с ними людям.
У нас же сейчас проводится ограничение общения.
РБК-Украина: Но на сайтах органов власти сейчас часто пишут о введении карантина.
Ирина Колесникова: Очень жаль, что чиновники не знают украинского законодательства.
РБК-Украина: В чем разница между карантином и ограничительными мероприятиями?
Ирина Колесникова: Тут можно вспомнить пример с вирусом Эболы. При карантине вводится полная изоляция заболевших и контактировавших с ними людей. Допускаются только медицинские работники в защитной одежде. Кроме того, выписка пациентов проводится только после полного выздоровления, то есть, когда они не представляют угрозы для окружающих. Кроме того, при карантине проводится дезинфекция всего и вся. Также при карантине вводится запрет на въезд и выезд из страны.
РБК-Украина: Почему смерти в Европе фиксируются практически только в Украине?
Ирина Колесникова: Это связано с низкой обращаемостью к врачам. Кроме того, сейчас в Украине низкий уровень доверия к правительству. Автоматически, когда у населения низкий уровень доверия к правительству, то отмечается и низкий уровень доверия к официальной медицине. В таких случаях население вспоминает о народной медицине, закаливании. Но то же закаливание должно быть образом жизни. Нельзя вот сейчас заняться закаливанием и надеяться, что во вторую волну гриппа не заболеете.
РБК-Украина: Есть ли у вас информация о заболеваемости гриппом на оккупированных территориях Донбасса?
Ирина Колесникова: У нас нет таких данных. Мы пытаемся их получить через международные организации ВОЗ, ЮНИСЕФ и “Красный Крест”. Это сложно получить, но мы уже неоднократно озвучивали такие просьбы.
РБК-Украина: Насколько известно, каждый год производители вакцин от гриппа меняют ее состав. Почему так происходит?
Ирина Колесникова: Жители Северного полушария находятся немного в лучшей ситуации, нежели Южного. Как правило, сейчас, в январе, в Южном полушарии только начинают циркулировать вирусы гриппа, которые дойдут до жителей Северного осенью.
Существует мировая система надзора за гриппом, в которую входят национальные центры гриппа более чем в 100 странах, в том числе, и в Украине. Данные о том, какие вирусы гриппа циркулируют в Южном и Северном полушариях, образцы выделенных от больных людей вирусов из национальных центров гриппа, поступают в четыре референс-лаборатории ВОЗ, расположенные в США, Великобритании, Японии и Австралии.
Соответственно, после изучения поступивших вирусов, данные от референс-лабораторий передаются производителям вакцин. В течение июня-июля они тестируют, лицензируют и производят вакцины от гриппа с тем, чтобы в октябре-ноябре мы могли провести вакцинацию.
Раньше произвести вакцины нельзя, поскольку каждый год меняются штаммы гриппа, которые циркулируют в мире. В этом году вакцины разработаны против штаммов А/Калифорния, А/Швейцария и В/Пхукет. Есть еще 4-компонентная вакцина, в которую выходит и штамм В/Брисбен.
Украина также включена во всемирную систему надзора за гриппом. В стране существует национальный центр гриппа и национальная референс-лаборатория по гриппу, аккредитованная ВОЗ. Они передают свои данные о заболеваемости и циркулирующих в стране штаммах гриппа в референс-лабораторию ВОЗ в Великобритании, к которой мы прикреплены.
В свою очередь, у нашего национального центра гриппа есть опорные базы, которые расположены в Виннице, Днепропетровске, Запорожье, Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Чернигове. Собранную на этих базах, а также в остальных областях страны и обработанную в центре гриппа информацию мы каждую неделю можем видеть в соответствующем бюллетене.
РБК-Украина: Если в мире известны штаммы вируса задолго до начала эпидемического сезона, то почему в Украине очень мало людей вакцинируются от этого заболевания? По данным Минздрава, в этом сезоне вакцинированы от гриппа только 0,31% украинцев. Насколько хорошо Украина обеспечена вакцинами от гриппа?
Ирина Колесникова: У меня тоже возникает вопрос “Почему этого не было сделано?” В результате теперь мы закрываем школы. Мне непонятна ситуация, почему в Украине вакцина от гриппа в этом сезоне почти не закупалась за средства местных бюджетов.
Эту вакцину необходимо покупать по эпидемическим показаниям для детских домов, для пожилых людей в домах престарелых, для социально незащищенных слоев населения, для профессиональных групп риска.
Мало того, в Украине никто не подсчитывает экономический ущерб от того, что украинцы массового болеют гриппом. А ведь же есть ответственные работодатели, которые вакцинируют своих сотрудников. К примеру, государственное территориально-отраслевое объединение “Львовская железная дорога” уже много лет покупает для своих сотрудников вакцины от гриппа.
В сезоне 2014-2015 годов мы, в частности, кафедра эпидемиологии Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца, санитарно-эпидемиологическая служба Украины на железнодорожном транспорте и департамент здравоохранения “Львовской железной дороги” провели изучение эффективности вакцинопрофилактики гриппа в профессиональных группах риска.
В коллективах, где была проведена вакцинация, у всех заболевших гриппоподобными заболеваниями отбирался материал на вирусологические исследования. В результате мы доказали, что вакцинация эффективна. Из 7,5 тысяч вакцинированных сотрудников железной дороги заболели гриппом только 4 человека. Причем, два из них даже не брали больничный лист, поскольку течение болезни было очень легким. Поэтому и в этом году “Львовской железной дороги” купила вакцину от гриппа и вакцинировала своих сотрудников еще в начале ноября.
РБК-Украина: В киевских аптеках вакцина стоит около 100-120 гривен. Может быть это дорого для местных бюджетов?
Ирина Колесникова: Когда мы проводили исследование на “Львовской железной дороге”, то мы также подсчитали, что минимальный экономический ущерб от того, что работник 3 дня будет сидеть на больничном, составит более 3,5 тыс. гривен. Это убыток не только для железной дороги, а в целом убыток для страны. Человек не вышел на работу, значит он ничего не сделал для экономики страны. Кроме того, ему положены выплаты по больничному листу.
РБК-Украина: Корректно ли будет эти 3,5 тыс. гривен умножить на общее число заболевших гриппом в текущем сезоне, чтобы получить общую сумму убытков для страны?
Ирина Колесникова: Потери будут еще больше. Ведь есть умершие от гриппа. Возможно, это прозвучит кощунственно, но в каждого человека государство вкладывало средства в течение всей его жизни, к примеру, в его обучение, в выплаты при рождении ребенка. 3,5 тыс. гривен – это минимальный экономический ущерб при трехдневном больничном. А, если человек проболел дома 5 дней, то ущерб еще больше. А, если у пациента возникли осложнения, то еще большая сумма ущерба. А, если человека госпитализировали, то ущерб еще больше в разы. Почему мы не считаем, что затраты, если человек лежит в больничной палате? Ведь на него государство тратит средства не только на лечение и диагностику, а также на заработную плату медработников, на электричество, отопление, воду, канализацию.
РБК-Украина: Кто-то в Украине проводил общегосударственные исследования, чтобы обосновать необходимость централизованных закупок вакцины от гриппа?
Ирина Колесникова: К сожалению, этого еще никто не делал. Проводя исследование в ЛЖД, мы хотели донести идею экономической обоснованности вакцинирования от гриппа до страховых компаний: о том, что противогриппозную вакцинацию необходимо закладывать в перечень услуг, оказываемые по страховому полису. В результате, в этом сезоне некоторые страховые компании начали вакцинировать от гриппа за счет страхового полиса.
РБК-Украина: Может ли человек за свои деньги вакцинироваться от гриппа в обычных киевских поликлиниках и больницах?
Ирина Колесникова: Сложно. Для этого необходимо сначала купить ее в аптеке вместе с хладоэлементом. После этого ее необходимо привезти в поликлинику, где есть прививочный кабинет, чтобы специалист провел вакцинацию. В обычных домашних условиях этого делать нельзя, поскольку вакцина, как и любой иммуно-биологический препарат, и любое лекарство, может иметь побочное действие, то есть вызвать, например, аллергическую реакцию. Поэтому в поликлиниках вакцинировавшихся просят остаться на полчаса, чтобы избежать негативных последствий и в случае такой реакции сразу же оказать медицинскую помощь. Впрочем, у противогриппозных вакцин очень небольшой перечень противопоказаний – это аллергия на куриные яйца, неомицин, формальдегид и октоксинол-9. Но для того, чтобы купить вакцину, необходимо обзвонить не одну аптеку. В этом году в Украину было ввезено мало противогриппозных вакцин, поскольку в прошлом эпидсезоне много вакцины осталось неиспользованной, а применять ее на второй год уже нельзя, её утилизируют. Это частный рынок, мы не можем регулировать объемы необходимых поставок.
РБК-Украина: Какие заболевания, помимо гриппа, угрожают Украине эпидемиями?
Ирина Колесникова: В Украине с 1995 года продолжается эпидемия туберкулеза. Практически каждый год мы готовимся к эпидемии гриппа. Эпидемий инфекций, которые контролируются вакцинопрофилактикой, в Украине пока еще нет.
Но здесь стоит отметить еще одну проблему. Уже несколько лет в Украине хронически недофинансируется программа иммунопрофилактики. До 2009 года мы получали на закупку вакцин, которые приобретаются за счет государственного бюджета, практически столько денег, сколько нам было необходимо. После 2009 года финансирование составляет около 50-60% от необходимого.
На 2015 год в госбюджете на закупку вакцин было заложено 100% необходимых средств. Но из-за девальвации гривны средств оказалось втрое меньше, и поскольку Украина вакцины не производит, а импортирует, то рассчитываться за них необходимо в валюте.
Из-за того, что уже столько лет дети, подлежащие вакцинации, не охватываются прививками на 100%, стали учащаться случаи заболеваний болезнями, которые ранее предотвращались с помощью вакцинации. К примеру, вдвое возросла заболеваемость коклюшем, причем в тяжелой форме.
Кроме того, в Украине по-прежнему сложная ситуация с заболеваемостью ветряной оспой. Вакцинация против нее не входит в перечень обязательных, то есть, вакцина не закупается за счет госбюджета. Но до нынешнего подъема заболеваемости гриппом распространение ветрянки было серьезной проблемой. В детсадах могли болеть до половины детей.
Но мало того, мы обнаружили, что не обо всех случаях заболевания ветрянкой сообщают в Госсанэпидслужбу. К примеру, осенью прошлого года в одном из киевских детсадов из примерно 250 детей переболели ветрянкой более 100. Но в территориальное управление Госсанэпидслужбы из этого детсада поступило сообщение только о 4 случаях заболевания. А пока зарегистрированы только 4 случая заболевания, служба не может начать контролировать в детсаду противоэпидемические мероприятия.