Cтарую начинку правоохранительной системы обернули в новую обертку, сделав ее еще более зависимой от органов политического влияния, заявил ZN.UA генерал-лейтенант милиции, народный депутат, замглавы профильного комитета ВР Николай Паламарчук.
По его словам, изначально Радой должны были быть приняты несколько законов: о полиции, органах внутренних дел, сервисных центрах, о фото- и видеофиксации правонарушений.
“На сегодня имеем один единственный и достаточно проблемный закон о полиции. Надо отдать должное Арсену Авакову и его помощнику народному депутату Антону Геращенко, которые в какой-то момент уловили, что реформу надо продвигать в массах. Парламент же оказался неспособным вникнуть в суть происходящего и отстоять более профессиональный и демократичный закон. Хотя альтернативы были. Комитет был оттеснен от реформы. Решения под напором умело смоделированного общественного мнения принимались с голоса и на ура. В итоге выпало много профессиональных моментов”, – говорит Паламарчук.
“Уголовный розыск и следствие пострадали от непрописанных норм. Широко разрекламированные патрульные полицейские сегодня выполняют некие посреднические функции, приезжая по вызову и охраняя место происшествия в ожидании опергруппы. Информация о том, сколько патрульные разбили машин и утеряли оружия, утаивается. Статистика роста правонарушений замалчивается. Некомпетентность и отсутствие реальных полномочий на уровне, где они нужнее, — результат реформы”, — утверждает Паламарчук.
К тому же, по мнению Паламарчука, стремлением реформаторов к жесткой вертикали нанесен серьезный удар по ключевому уровню правоохранительной системы — районным и городским управлениям полиции.
“Руководитель этого уровня находится, что называется, на земле и является старшим оперативным начальником на вверенной ему территории. Он за все отвечает. Видит приоритеты и ситуацию. Чтобы оперативно реагировать, он должен обладать силами, средствами и инструментами. Раньше у начальника УВД этого уровня в распоряжении было 42 службы. Сейчас при значительном укрупнении райотделов — только розыск и участковые. По остальным вопросам — звони в Киев! Но именно от него будут требовать результат и в Киеве, и в громаде, которая теперь может прямо влиять на его назначение и отставку”, — говорит заместитель главы профильного комитета.
“К сожалению, Арсен Борисович не привел в команду реформаторов профессионалов. Эка Згуладзе действительно знает, как привлечь американские деньги. Спасибо ей большое за это. Но как могут непрофессионалы из страны с населением с Киев делать реформу и возглавлять полицию в 45-миллионной Украине? Не зная ни менталитета, ни оперативной работы. Наверное, у них самые искренние намерения, и они просто не оценили масштаб проблемы. Но мы же обязаны были думать и соотносить”, – заключил Паламарчук.
“Сегодня мы наблюдаем не что иное, как намеренное уничтожение профессионального кадрового состава МВД, – считает он. – Нормой стало: все милиционеры плохие, а полиция крутая. Вот, мол, сейчас Юрий Деточкин достанет свою записную книжку и… Но это непрофессионально и недопустимо. Нельзя создавать правоохранительную систему многомиллионного государства с чистого листа. Модернизировать, ставить в рамки, утверждать другие правила игры? Да. Не забывая при этом главное: систему меняет верхушка, а не политическая зачистка низов. Сейчас же происходит именно зачистка”, – заключил замглавы профильного комитета ВР.
Ранее ZN.UA писало о том, что любые попытки считать Национальную полицию органом внутренних дел не опираются ни на одно правовое основание. Ведь Национальная полиция является центральным органом исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания общественной безопасности и порядка.