Впервые за последние 70 лет литературное творение Адольфа Гитлера вернется в книжные магазины Германии.
Антисемитские тирады Гитлера считаются предтечей Холокоста. И, как это ни парадоксально, именно это является одной из причин, по которой историки хотят увидеть книгу переизданной.
Гитлер написал ее в тюрьме, где находился после провала “Пивного путча” 1923 года. Ученые говорят, что этот факт помогает понять идеологию нацистов, которые пришли к власти менее чем через 10 лет после написания книги.
Книга представляет собой, как утверждают ученые, важный академический текст. Читать неприятно, но нужно для понимания Холокоста и жестокости идеологии Гитлера.
Как ни удивительно, но некоторые еврейские группы также поддержали это переиздание. Новое издание содержит аннотации и тысячи академических примечаний.
До сегодняшнего дня в продаже можно было найти (и то исключительно в букинистических магазинах или онлайн) только экземпляры нацистского издания до 1945 года, в твердом переплете.
До недавнего момента все авторские права на книгу принадлежали правительству Баварии. Но прошло более 70 лет с момента смерти автора – в этом случае, Адольфа Гитлера, – и срок авторского права истек.
Переиздать нельзя запретить
Германия вполне может запретить переиздание книги. Ведь использование свастики и другой нацистской символики запрещено законом о подстрекательстве к насилию.
Немцы видят издание книги не как посягательство на свободу слова, а как способ гарантировать ее, не позволяя фашистским группам запугивать меньшинства.
Суть проблемы с “Майн кампф” состоит в том, что запрет на ее издание скорее лишь придаст книге дополнительный авторитет. Ведь, как известно, запретный плод сладок.
Запрет на переиздание станет аргументом неонацистской пропаганды, утверждающей, что современная Германия подавляет инакомыслие со стороны любых крайне правых групп.
Существует также мнение, что статус книги “вне закона” лишь добавляет ей загадочности. И немцы надеются, что переиздание книги лишит книгу этого ореола.
На самом деле, когда читаешь книгу, понимаешь, что текст написан плохо и непоследовательно, а привлекает она скорее своей опасной и обольстительной декламацией.
Таким образом, используя закон о запрете к подстрекательству, власти Германии решили ограничить публикацию: текст будет напечатан с аннотациями, разрешено будет лишь академическое издание – но не какие-либо другие некритические публикации.
Однако немцы обеспокоены и той мыслью, что они, возможно, снова увидят лицо фюрера, смотрящее с витрин магазинов, не говоря уже о моральной стороне вопроса о получении прибыли от антисемитского текста, написанного Гитлером.
Вот почему некоторые книжные магазины заявили, что не будут держать книгу на книжных полках. И уж конечно, не будут выставлять книгу на витрины.
Самый большой книжный магазин в Берлине, Dussmann, сообщил Би-би-си, что у них есть одна копия книги, доступная для покупки на полке в разделе истории.
Но магазин в любом случае не будет ее рекламировать, а большая часть тиража будет доступна для покупки только по предварительному заказу.
Очевидно, что ожидаемый краткосрочный всплеск продаж книги объясняется скорее повышенным интересом СМИ к переизданию, нежели тем, что книга Гитлера действительно интересна читателям сама по себе.
Изменение отношения
За последние несколько лет отношение к фюреру изменилось. Еще 10 лет назад в СМИ произошел фурор, когда один из самых уважаемых актеров Германии, Бруно Ганц, сыграл Гитлера в фильме “Бункер”.
Были даже устроены национальные дебаты по вопросу о том, проявили ли бы зрители сочувствие Гитлеру, когда он проводил свои последние часы в бункере.
Прошлой осенью, когда состоялась премьера сатирической комедии о Гитлере “Он снова здесь”, сборы побили все кассовые рекорды. И вновь в стране прошли публичные дебаты.
Однако в этот раз создается ощущение, что дебаты прошли только в СМИ, а у горожан новость не вызвала бурного обсуждения.
Возможно, дело в том, что за последние 10 лет было поставлено много комедий, в которых образ Гитлера был представлен смешным и нелепым.
А для многих молодых немцев, чьи бабушки и дедушки, возможно, родились уже после смерти Гитлера, идея, что они в чем-то виновны, кажется странной.
Моя борьба:
- Книга “Майн Кампф” (“Моя борьба”) была напечатана в 1925 году – за восемь лет до прихода Гитлера к власти;
- В ней излагаются его политическая идеология и планы на будущее Германии, в том числе план заселения германскими народами территории восточной Европы, необходимость колонизировать соседние территории, чтобы Германия достигла своего полного потенциала;
- Книга редактировалась заместителем Гитлера Рудольфом Гессом;
- После того как нацистская Германия потерпела поражение в 1945 году, союзные войска передали авторские права на книгу Баварии;
- Местные власти отказались перепечатывать книгу, чтобы предотвратить разжигание ненависти;
- В соответствии с немецким законом, авторское право действует в течение 70 лет после смерти автора, а по истечении этого срока издатели получают возможность свободного доступа к оригинальному тексту;
- Немецкие чиновники заявили, что они будут ограничивать доступ общественности к тексту на фоне опасений, что это может вызвать всплеск неонацистских настроений.
Однако современная немецкая политическая культура все еще сильно проникнута чувством вины за действия нацистов. И даже сегодняшняя ситуация с кризисом беженцев в Германии отчасти связана с этим.
После 1945 года принятие новой конституции Германии стало ответом на жестокое обращение Гитлера в отношении своих политических оппонентов.
Именно поэтому статья 16А конституции страны предусматривает, что любой, кто бежит от политических репрессий, имеет право на получение убежища в Германии.
Закрытие дверей перед беженцами, как утверждает канцлер Германии Ангела Меркель, будет означать изменение конституции страны.
Тень нацистов мелькает и при обсуждении сексуальных домогательств в отношении более 100 женщин в Кельне в канун Нового года. Нападавшие оказались арабского или североафриканского происхождения.
Для крайне правых экстремистов это идеальная возможность для разжигания ксенофобии. Они вспоминают старую нацистскую поговорку о том, что “чистую немецкую женщину оскверняет иностранец”.
В 1930-х годах для нацистов “иностранец” был евреем. Сегодня для неонацистов “иностранцем” является мусульманин.
Книга Гитлера может снова стать популярной. Но немцы решили сделать все, чтобы его идеи популярными не стали.