Если вы думаете, что с окончанием выборов жизнь в Николаеве замерла, то вы ошибаетесь, – жизнь в городе не заканчивается даже тогда, когда политтехнологи и всякого рода агитаторы уезжают в отпуск прожигать заработанные на выборах деньги. Наоборот, именно сейчас, после естественной паузы, необходимой для переваривания полученных результатов, начинается самое интересное.
На виду – проходят установочные сессии в местных советах, за кадром – идет «дележ» депутатских комиссий, выстраиваются новые «договорные» отношения, ведутся бесконечные переговоры вокруг кандидатов на должности секретарей и председателей советов. Где-то эти процессы идут ровно, но чем ближе к центру, тем витиеватее становятся стежки-дорожки, на которых каждая партия торопится поставить побольше своих «дорожных знаков», а в идеале – и своего «регулировщика».
Причем, «свой» в этом смысле – понятие растяжимое, потому что, если даже на депутате и висит табличка «тигр», не всегда можно верить глазам своим. Вполне может быть, что там, где-нибудь во внутреннем кармане пиджака, лежбище какого-нибудь «суслика», которого никто не видит, но он есть. Именно этот «суслик» дал, например, денег на выборы депутату-«тигру» или ввел его в избирательный список. А теперь считает себя законным укротителем, по щелчку которого «тигр» должен послушно прыгать с тумбы на тумбу. Смешно? Нет. А некоторые «суслики» от «тигров» еще и расписки требуют: напиши и распишись, кому и чем обязан. Вот это – смешно.
Не смешно сегодня новоизбранному мэру Сенкевичу. Пока он был в игре, в смысле в процессе выборов, была цель, был драйв и воля к победе. И вот он «прокачался» до уровня мэра, «миссия» пройдена, а…все только начинается. И уже не на мониторе, а с живыми людьми, теми, кто до сих пор гордится своей активной жизненной позицией, давшей возможность Николаеву открыть новую страницу в своей истории. Общественники, волонтеры, активисты, все, кто так или иначе помогал Сенкевичу выиграть, смотрят теперь на него не только с ожиданием, но и с возрастающим нетерпением. И под этим нетерпеливым прессом пристального внимания Сенкевичу придется находиться все время. Потому что, как недавно написал один блогер, «доверие легко заслужить, трудно потерять и невозможно вернуть». С «легко заслужить» можно поспорить, но «невозможно вернуть» почти бесспорно.
Пока у Сенкевича есть немножко времени, чтобы попытаться выровнять крен нарастающего разочарования – из-за невнятных позиций и отсутствия действий. Но это время, как песок в песочных часах.
Сенкевича даже в какой-то мере жалко. Его, «политического несмышленыша», каждый, считающий себя сильным и поднаторевшим в политических игрищах, стремится подобрать, обогреть, ну, и все остальное. По большому счету, именно сейчас обрушившаяся реальность испытывает его на прочность, и от того, как пройдет он первый уровень испытаний, зависит не только его мэрское будущее, но и, как бы пафосно это ни звучало, будущее всего города.
Одним из таких испытаний станет процесс избрания секретаря горсовета. Причем не только результат, но и сам процесс. Мы же помним, как это было раньше: тайное голосование, а рядом с кабинками стоит партийный надсмотрщик, сверяющий галочки напротив нужной фамилии. Знаем, по такой «партийной дисциплине», внедренной Партией регионов, и сегодня тоскуют многие, и не только в «оппозиционном» лагере. И вопрос «за что боролись» уже рассматривается как несвоевременный.
Зависит ли в этом определении новых форм и смыслов что-либо от мэра? Конечно! Хорошее начало – половина дела. Кроме того, именно мэр будет представлять кандидата на пост секретаря совета. Сенкевич уже дал понять, что кандидатуру от «ОппоБлока» он выдвигать не будет. «Самопомощь» тоже вряд ли будет претендовать на секретарскую должность – сильно жирно, и другие не согласятся. Таким образом, секретаря будут искать в недрах «Нашего края» и БПП «Солидарность».
Конечно, Гранатуров, проигравший все, хотел бы стать «не первым, но и не вторым». Но это, даже при всех намеках и полунамеках о преемственности власти, почти невозможно. Слишком сильно разочаровал бывший мэр тех, кто связывал с его мэрским будущим и свое будущее благополучие, рассчитанное на годы вперед. С другой стороны, проиграть и в этом «бою», опустить себя ниже плинтуса. Хотя, куда еще ниже.
Скорее всего, соискателя на секретарское кресло будут таки выбирать из депутатов БПП «Солидарность». И претенденты есть. Например, Киселева. У нее хорошие «технические характеристики», бойцовский характер и доверительные отношения с губернатором, который всячески подчеркивает свой вклад в победу Сенкевича. Но есть и минусы – резкость и некоммуникабельность, из-за чего не все депутаты даже этой фракции видят ее во главе этого угла, которым является сегодня Николаевский горсовет. Поэтому называют и другие кандидатуры. Например, лидера фракции Крыленко, депутата Петрова и даже молодого Горбурова. Нет, пара Сенкевич-Горбуров – это был бы верх «омоложения» местной власти. «Дать порулить» двум первопроходцам – идея интересная, но очень уж революционная, и обиженные невниманием местные политические мастодонты найдут массу вполне аргументированных возражений против такого выбора.
Но выбор секретаря Николаевского горсовета – дело не текущих дней, поэтому на околосекретарские «терки» есть время до нового года. А вот председателя Николаевского областного совета будут выбирать уже завтра. И, учитывая возможное «утяжеление» этой должности в связи с обещанной децентрализацией, тут есть за что «пободаться».
В Николаевский облсовет прошли 7 партий. «ОппоБлок» представлен 17 депутатами, БПП «Солидарность» – 15-ю, «Наш край» – 10-ю, «Батькивщина» – 7-ю, «УКРОП» – 7-ю, «Нова держава» – 4-мя, «Возрождение» – 4-мя.
Во фракции «ОппоБлока» из известных – Зибров, Паламарюк, Гладун, Кравченко. Кто-то из них может попытать счастья, но вряд ли любая кандидатура этой политсилы будет поддержана остальными депутатами. Что касается «Нашего края», то Владимир Луста вчера заявил, что партия, может, и хотела бы видеть своего выдвиженца в председателях, но партийцы встречались с губернатором, и им объяснили, «что заняв третье место, сложно претендовать на пост главы облсовета». Нехотя или умышленно, но опытный функционер Луста проговорился: сегодня губернатор решает, кто может быть кандидатом на должность облсовета. Хотя по регламенту выдвигать кандидатов должны депутаты. Старая «вилка» между тайным и явным снова «на столе».
Если же «занявшим третье место» рассчитывать не на что, а кандидата от «Оппоблока» не поддержат (17 Оппоблок + 4 «Возрождение» + 4 «Нова держава» = 25 из 64 депутатов), остается БПП «Солидарность», которая на днях определилась со своими кандидатами на пост председателя облсовета. Итак, фракция БПП предлагает рассмотреть кандидатуры Михаила Талпы, Виктории Москаленко, Ивана Кухты, Федора Барны и Сергея Наказенко. Еще вчера «фаворитом гонки» считался Михаил Талпа, давший один из лучших результатов по итогам выборов, однако сегодня местный политтехнолог Федор Левченко сообщил, что «вопрос с главой Николаевского облсовета решен – от БПП будет выдвинута и 3 декабря поддержана на сессии Виктория Москаленко (глава Жовтневой РГА). Решение вопроса стало возможным благодаря действиям нескольких нардепов в Киеве.
Как объяснили посвященные в интригу, выбор на Викторию Москаленко, юриста Николаевского Евромайдана, ставшую после победы Революции главой Жовтневой РГА, пал по рекомендации губернатора Мерикова, которому «свой» председатель облсовета нужен так же, как в свое время губернатору Круглову был нужен «свой» председатель Дятлов.
Люди новые, схема старая. У губернаторов судьба хлипкая, сегодня ты есть, завтра тебя, солдата президента, или повысили, или демобилизовали. А свои люди в своем городе-области пригодятся всегда, и не только губернатору.
Вообще, желание набрать «депутатов-крепостных», что в гор-, что в облсовете, – позорная и постыдная практика, которая, вопреки ожиданиям, не умерла вместе с обещанной перезагрузкой власти, а обрела более уродливые формы. Это следствие того, что украинское общество все жестче декларирует свой выбор свободы и независимости, а перезагруженная (или недозагруженная) власть не умеет управлять свободными и независимыми людьми, реально рыночной и независимой экономикой, которой по этой же причине у нас еще даже и не пахнет.
Что в нынешних реалиях напрягает больше всего? Все тот же бег по тому же кругу, но в других декорациях. Все чаще кажется, что нас по-прежнему катают в вагончике детской железной дороги, закольцованной и до боли знакомой, и только громкая связь в салоне «грузит» пассажиров другими текстами и развлекает патриотической музыкой.
Но дети выросли, а «перезагруженный» машинист этого так и не заметил…
Оксана Тихончук.