В Мариуполе состоялись выборы в местные органы управления, которые были сорваны 25 октября из-за многочисленных нарушений. Корреспондент DW проследила, как проходила вторая попытка голосования.
“Надо, чтобы музыка была, а то как на похороны идем!” – едва карабкаясь по лестнице на второй этаж к избирательному участку, делится мыслями мариупольская бабушка. В воскресенье, 29 ноября, в Мариуполе наконец-то прошли местные выборы, которые здесь были сорваны месяц назад.
Уже рано утром, несмотря на проливной дождь, который сделал Мариуполь еще более серым, на улицах можно было встретить множество людей. В основном, это были пенсионеры, которые тихо брели на избирательные участки, аккуратно обходя лужи. В одной из школ в центре города разместили целых три участка для голосования, поэтому там оказалось так многолюдно. Заметно, что старое здание школы давно не ремонтировалось: струи дождя врывались в помещение через оконные рамы. На импровизированном избирательном участке в коридоре школы горел желтый тусклый свет. Пожилые люди в оправах с толстыми линзами пытались разглядеть имена в бюллетенях и отдать свои голоса понравившимся кандидатам, заметно радуясь такой возможности. “Не пойду голосовать! Буфета здесь нет! Куда смотрит власть?” – весело улыбаясь, пошутил 68-летний Петр Иванович.
Нарушения по незнанию
После обеда независимые наблюдатели уже сделали свои заявления относительно зафиксированных нарушений. В основном, они касались процедурных моментов проведения голосования или незаконной агитации. “Нами были зафиксированы такие нарушения, но это незначительные факты, которые не влияют на ход избирательного процесса. К счастью, никакой системы в таких нарушениях мы не видим. Это, скорее, связано с незнанием законодательства”, – прокомментировал ситуацию глава Комитета избирателей Донецкой области Сергей Ткаченко. В то же время кандидаты на пост мэра Мариуполя уже обвиняют друг друга в фальсификациях.
Особое внимание со стороны местной власти было уделено вопросу безопасности. В несколько раз были усилены наряды правоохранительных органов, а также в специальном режиме пропуска работали пункты въезда в город. Накануне в СМИ делалось множество заявлений о возможных терактах и провокациях, но никакого напряжения в городе не чувствовалось. Возможно, это стало заслугой работы военно-гражданской администрации области – по городу постоянно патрулировали группы быстрого реагирования. Встретить полицию на бронемашинах на улицах Мариуполя в этот день было обычным делом. Местные жители на такие меры безопасности реагировали по-разному. Кто-то равнодушно проходил мимо, иные раздраженно кидали себе под нос: “Понавыдумыли защищаться! От кого?” Губернатор области Павел Жебривский на пресс-конференции прокомментировал ситуацию так: “Все происходит в штатном режиме. Никаких сообщений о готовящихся терактах не поступало. Уже за два-три дня до голосования мы знали, что все пройдет спокойно”.
“Никто не работает с нашей молодежью”
К вечеру на избирательные участки потянулась молодежь, но ее количество оставалось критически малым. Степан, член одной из избирательных комиссий, рассказал, что на их участке подготовили цветы и конфеты тем, кто впервые должен был сегодня прийти и проголосовать, но из шести 18-летних избирателей пришел только один, которого мама привела за руку на участок. “Никто не работает с нашей молодежью, поэтому они и не понимают значимости выборов”, – объяснил мне Степан.
Алисе 28 лет и она решила сегодня прийти на голосование в отличие от 25 октября, когда выборы не состоялись. Она рассказала, что из всех ее друзей единственная, кто пошел голосовать. Девушка объяснила почему: “Я пришла сюда, потому что меня бабушка заставила. Для нее это важно, в отличие от моих друзей. Мне не обидно, что в основном голосуют пенсионеры. Бабушкам виднее”. Многие мариупольские активисты делали ставку на молодое поколение, что именно оно принесет изменения в жизнь города. Но сегодня часто на участках можно было услышать речи совсем другого характера: “Я б за Сталина, за Брежнева проголосовал, а остальных всех в подвал. Развалили такую страну, дураки!”
Кажется, что чуда не случится этой ночью в Мариуполе, а результат будет именно таким, каким его прогнозируют социологи. Самым важным для большинства мариупольцев остается мир и спокойствие в родном городе. Выходя из одного из участков бабушка, опираясь на трость, перекрестилась и сказала: “Господи, чтобы все прошло хорошо”.