Ангеле Меркель чужды патетика и эффектная поза. Она предпочитает принимать решения без спешки, но в кризисных ситуациях жестко держит выбранный курс. Вот уже 10 лет она возглавляет правительство Германии.
Порой она преподносит сюрпризы соперникам и соратникам. К примеру, летом 2015 года, когда поток беженцев с Ближнего Востока, из Африки и с Балкан устремился в Германию. Не тысячи, а сотни тысяч. Пока другие раздумывали, как перекрыть границы, Ангела Меркель (Angela Merkel) огорошила всех заявлением: “Право на убежище предела не имеет!” Прагматик Меркель, вопреки всем ожиданиям, приняла решения, исходя из требований морали. Теперь встает вопрос: ведает ли она, что творит?
Ангела Меркель правит в трудные времена. Драма с беженцами – самый большой вызов для нее. А тут еще и террор. Вот ее реакция на теракты в Париже: “Мы знаем, что наша свободная жизнь сильнее любого террора. Давайте мы дадим террористам такой ответ: мы будем и дальше сознательно жить в соответствии с нашими ценностями и крепить эти ценности во всей Европе. Теперь еще больше, чем раньше”.
Вызовов в ее карьере было достаточно. В 2013 году Путин устроил ей в Санкт-Петербурге политическую западню: вопреки договоренностям, он вычеркнул ее выступление на открытии выставки трофейного искусства. Это был афронт. В ответ Меркель пригрозила прервать визит. Интриган был посрамлен. И в других ситуациях Ангела Меркель не поддавалась на блеф.
Рецепт успеха Меркель: молчать, наблюдать, откладывать решение
Совсем иначе Меркель повела себя в скандале с тотальной слежкой за немцами со стороны Агентства национальной безопасности США (АНБ). Первой ее реакцией было знаменитое “Друзей подслушивать нельзя!” Потом она отмалчивалась, ждала, пока скандал утихнет сам собой. Критики называют такую политику “меркельством”. Одни ее за это хвалят, другие ругают. “Она умудряется все спорные темы спустить на тормозах”, – сетует историк Эдгар Вольфрум (Edgar Wolfrum).
Но при необходимости Ангела Меркель с упорством проводит свою линию. Чтобы спасти евро, она настаивала на курсе жесткой экономии угодившей в долговую яму Греции. Сначала реформы – потом кредиты. За это греки даже изображали канцлера в газетах в нацистской униформе. Да и в других южных странах эта позиция популярности канцлеру Германии не добавила. Но в общем и целом мировое сообщество ее поддержало.
Прагматизм превыше всего
Пожалуй, за всю послевоенную историю не было в Германии политика, которого настолько недооценивали, как Ангелу Меркель. Она дочь пастора, но к миссионерству не склонна. Прагматизм для нее превыше всего.
Если точка зрения устарела, ее можно пересмотреть. Защитница ядерной энергии, после катастрофы в японской Фукусиме она заявляет: “Мы не можем просто вернуться к прежней повестке дня и исходить из бесспорной безопасности немецких АЭС”. Так Германия стала первой постиндустриальной державой, решившей полностью отказаться от атомной энергетики.
Ее рейтинги от этого не пострадали. Когда-то ее называли “девочкой Коля”, сегодня за ней закрепилось прозвище “мамочка”.
В политику Меркель пришла поздно и случайно
Ангела Меркель выросла в бывшей ГДР. Особой политической активности не проявляла. Накануне объединения Германии – Меркель тогда было 35 лет – она вступила в Христианско-демократический союз (ХДС). Она всегда была трудолюбивой, но тут проснулось и честолюбие. Тогдашний канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) приметил и приветил провинциалку.
В 1994 году она стала министром охраны окружающей среды и ядерной безопасности в кабинете Коля. Более целевого назначения и не придумаешь: Ангела Меркель по образованию физик, кандидат наук. Она бескомпромиссно отстаивала непопулярную уже в те времена в Германии ядерную энергию, не видя ей альтернативы – вплоть до катастрофы в Фукусиме.
Не написана только последняя глава карьеры
Она была безоговорочно лояльна Гельмуту Колю – вплоть до 1998 года, когда он проиграл очередные выборы. Весь Христианско-демократический союз впал тогда в ступор. Ангела Меркель увидела свой шанс. Тогдашний председатель партии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) назначил ее генеральным секретарем ХДС. А когда Коль и Шойбле споткнулись на афере с анонимными пожертвованиями в партийную кассу, она первой подготовила их свержение.
В 2000 году Ангела Меркель стала председателем ХДС, в 2005-м – канцлером. “Ее путь усыпан трупами политиков-мужчин”, – говорят политические противники. Но у избирателей она пользовалась неизменным уважением. Они не забывали, как в разгар глобального финансового кризиса она им обещала: “Ваши банковские вклады гарантированы!” И обещание сдержала.
И только в последние недели ее рейтинг неуклонно падает. Причина – “политика гостеприимства”, которую она провозгласила по отношению к беженцам. “Мы справимся!” – неутомимо твердит Ангела Меркель. Удастся ли ей реализовать этот призыв? Или немцы не захотят справляться? От этого и будет зависеть, когда и как она покинет пост канцлера Германии, сообщает DW.
.