Если у Украины будет возможность, она обязательно ударит по Керченскому мосту, – это заявление секретаря СНБО Украины Алексея Данилова взорвало информационное пространство. В Кремле отреагировали: слова Данилова назвали «анонсированием возможного террористического акта». Советник офиса президента Украины Алексей Арестович считает, что сейчас это невыполнимая задача. Потому, что у Украины пока нет ракет з нужной дальностью поражения. У ракетного комплекса «Точка» дальность 100 километров, а у ракет типа «Нептун» – 280 километров.
Если Украина действительно получит HIMARS или M270 с баллистическими ракетами MGM-168 ATACMS – Block IVA с дальностью полета в 300 км, то Крымский мост – одна из вероятных целей, пишет Defense Express.
Керченский мост — главная военная артерия России
С 2018-го и до сих пор Керченский мост – артерия для переброски российских военных в Крым, считает военный эксперт Павел Лакийчук, передает Крым.Реалии.
Камеры пограничной службы Украины 24-го февраля зафиксировали, как российская армия атаковала юг Украины с оккупированного Крымского полуострова.
«Керченский мост стал таким объединяющим звеном между войсками Южного военного округа и группировкой российских войск в Крыму. Где-то 60% всех перевозок войск происходила через Керченский мост. Либо по железной дороге, либо автотранспортом», – говорит Павел Лакийчук, руководитель военных программ Центра Глобалистики «Стратегия ХХІ».
Тяжелое вооружение агрессора неоднократно фиксировали на автомагистрали и на железной дороге Керченского моста.
Именно железная дорога, которую запустили в 2019-м, стала ключевой в милитаризации Крыма, – убежден экс-представитель президента Украины в Крыму Борис Бабин.
«Это ключевой инфраструктурный объект. О его военном значении говорили уже два года. Оно стало исключительным, когда запустили железнодорожное сообщение между Крымом и Россией. Мы видим ситуацию, которая была перед началом широкомасштабной агрессии, когда Крым был максимально насыщен техникой. Она в абсолютном большинстве прибыла на полуостров именно по железной дороге», – говорит Борис Бабин.
Ударим, когда «будет возможность»
20 апреля в радиоэфире “Нового Времени”, впервые с начала полномасштабного вторжения России в Украину, прозвучало официальное заявление украинской власти о намерении ударить по Керченскому мосту. На вопрос ведущего о том, может ли Украина ударить по Керченскому мосту, секретарь СНБО ответил так: «Смотрите, если бы у нас уже была такая возможность, мы бы это сделали. Если будет такая возможность, мы это обязательно сделаем», – сказал секретарь СНБО Украины Алексей Данилов.
Уже на следующий день, 21 апреля, была реакция из Кремля. Там военные планы украинской власти назвали терактом.
«Подобное заявление является ничем иным как, собственно, анонсированием возможного террористического акта. Это неприемлемо. И здесь, конечно, очень много признаков деяний, которые подлежат проверке. Правовой. И с последующим наказанием», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.Ударить они могут, крейсер «Москва» – свидетель, что они могутИгорь Гиркин
Удар по Керченскому мосту не исключил и российский боевик Игорь Гиркин, участвовавший в оккупации Донбасса и Крыма в 2014-м.
«Это как раз угроза, что если вы ударите по нашим мостам, то мы ударим по Крымскому мосту. А то, что ударить они могут, крейсер «Москва» – свидетель, что они могут. Так что теоретически, при помощи западных партнеров вполне могут через какое-то время пустить ракету по Крымскому мосту. Они ударят, когда сочтут это для себя возможным, достижимым и выгодным».
Какими ракетами можно «достать» Керченский мост?
Можно ли разрушить мост? Позиция экспертов и военных неоднозначная. Советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович считает, что сейчас это невыполнимая задача.Там постоянно дежурят корабли флота, которые ведут разведку воздушной обстановки и обеспечивают ПВОАлексей Арестович
«Я думаю, что удар 20 бомбардировщиков одновременно и 10 «Точек» («Точка» – советский тактический ракетный комплекс, принят на вооружение в 1975 – ред.) Там постоянно дежурят военные самолеты противника – истребители-перехватчики. Там постоянно дежурят корабли флота, которые ведут разведку воздушной обстановки и обеспечивают ПВО. Как от ракетного вооружения, так и от авиации. Наши ракеты не достают до моста. Даже, если бы мы захотели ударить. Потому что у «Точки» дальность только 100 километров. И это не решает военного задания разрушить Керченский мост. К сожалению», – сказал Алексей Арестович, советник главы Офиса президента Украины.
Пессимизм Арестовича не разделяет активистка и журналистка Татьяна Черновол. Военнослужащая ВСУ в эфире телеканала «Прямой» заявила, что Керченский мост обречен и он будет уничтожен украинскими ракетами «Нептун».
Но, теоретически, сделать это невозможно. Согласно технических характеристик ракеты «Нептун», дальность ее поражения до 280 километров. С помощью сервиса Google Earth редакция измерила расстояние. От Николаева, откуда можно было бы ударить, до ближайших секций Керченского моста 392 километра, от Запорожья – около 300. Территории южнее, оккупированы российскими военными, поэтому для «Нептуна» Керченский мост пока что не досягаем.
У нас разработок там с десяток оперативно-тактических ракет с гарантированной дальностью пуска 480 километровИгорь Жданов, военный эксперт
«У нас нет огневых средств, которые могли бы ударить по Крымскому мосту. Вот, если б мы выполнили оборонзаказ и поставили в строй хотя бы одну бригаду комплексов «Гром» или «Сапсан», или «Гром-2», или «Борисфен», у нас разработок там с десяток оперативно-тактических ракет с гарантированной дальностью пуска 480 километров. Аналог Искандера, можно так сказать. Тогда да, нужно было бы сделать в первый же день. Нанести ракетный удар по обоим пролетам моста – и по автомобильному, и по ЖД – и тем самым воспретить возможность переброски войск и входа их с Крымского полуострова», – сказал в эфире программы «В гостях у Гордона» военный эксперт Игорь Жданов.
Крымский мост может стать досягаемой целью, если Украина получит от США HIMARS или M270 с баллистическими ракетами. Дальность полета тактических ракет до 300 километров. Про возможность таких поставок писало издание WashingtonPost, со ссылкой на Марка Канчиана, полковника морской пехоты в отставке, изучающего войну для Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Издание Defense Express пишет, что такими ракетами можно будет уничтожать и российские аэродромы в Крыму.
Какие существуют варианты подрыва Керченского моста?
Разрушить мост полностью, чтобы он не подлежал быстрому восстановлению, можно только, если заложить взрывчатку, – говорит Борис Бабин, экс-представитель президента Украины в Крыму.
«Любой инфраструктурный объект такого уровня тяжело вывести из строя. Единственный вариант – и это показывают события российской агрессии, – как это можно сделать – это подрыв. Когда саперы в специальных точечно местах закладывают систему зарядов, и тогда, действительно, это может быть уничтожено», – говорит Бабин.
В виде альтернативы эксперты рассматривают удар с моря силами мощного военного корабля из акватории Черного моря. Либо атаку с воздуха.
«Во-первых, у нас есть бомбардировщики Су-24. У нас есть еще ВВС, истребительная авиация, которая может прикрыть нанесение такого воздушного удара. Но повторюсь, для этого придется привлечь большое количество авиации», – резюмирует Павел Лакийчук, руководитель военных программ Центра Глобалистики «Стратегия ХХІ».
Уничтожение такого объекта – это серьезная стратегическая операция, считает Павел Лакийчук. На ее реализацию уйдет много сил и ресурсов. Он не исключает, что Россия вынуждена будет заминировать сама Керченский мост, когда украинская армия перейдет в контрнаступление.
Чтобы остановить поставки вооружения в Крым из России не обязательно наносить удар по самому мосту, убежден Борис Бабин. Можно уничтожить часть железной дороги в самом Крыму.
«Не стоит забывать, что это часть инфраструктурной цепи, которая тянется, соответственно, от железнодорожных хабов Ростова, Полуек, Воронежа, и она завершается в Крыму. И тут самое слабое место – это участок: мост – Джанкой. Фактически – этот коридор безальтернативный для прохождения техники. И поэтому любые проблемы в этой цепи – это 100 километров, это сложнее защитить физически ПВО, чем сам мост. По значению это будет приблизительно то же самое, что и уничтожение самого моста», – говорит Борис Бабин, экс-представитель президента Украины в Крыму.
Но и этот план может быть откорректирован. Если по условиям ленд-лиза Украина получит от США тактические ракетные комплексы, способные поражать цель на расстояние 300 километров. Тогда Керченскому мосту придется приготовиться.