О том, что ее сын-школьник лечит у фтизиатра туберкулез и ходит на приемы к психиатру, Анастасия Кулакова из Днепра даже не догадывалась. Это и неудивительно, если учесть тот факт, что мальчик абсолютно здоров. На самом деле никого из указанных специалистов ребенок ни разу в жизни не посещал. Тем не менее записи о его визитах к этим врачам почему-то появились в системе helsi. me.
Случайно об этом узнав, Анастасия начала разбираться. И вскоре поняла, что концов не найти: в клиниках, где якобы проходили приемы, никакой информации не дают, вносившие данные в систему врачи не выходят на связь, а в Национальной службе здоровья не спешат разбираться. Тем временем оказалось, что случаи, подобные тому, что произошло с сыном Анастасии, не единичны. На аналогичную проблему жалуются сотни украинцев, обнаруживших в системе визиты к врачам, которых даже никогда не видели.
«Речь идет о массовом явлении»
— Я и не зашла бы в систему helsi. me, если бы не вакцинация против коронавируса, — рассказала «ФАКТАМ» Анастасия Кулакова. — Прививку получила еще в июне, а сейчас из-за карантинных ограничений мне понадобился сертификат о вакцинации. Кстати, что интересно. Зайдя в helsi. me, сведений о своих прививках я не нашла (позже выяснилось: эти данные отображались некорректно, и их пришлось исправлять). Зато увидела странную информацию о моем сыне-школьнике. Как родитель несовершеннолетнего я могла посмотреть через свой кабинет данные ребенка. И обнаружила, что сына в июне этого года якобы принимал врач-психиатр городской поликлиники № 1. Хотя в этих числах Тимы вообще не было в городе. А в январе 2021 года мой ребенок пять раз (!) был на приеме у фтизиатра с подозрением на туберкулез. Такого диагноза у нас, к счастью, никогда не было. В те дни, когда в системе значатся визиты к фтизиатру, сын был на занятиях в школе.
Увидев все это, я начала звонить по номерам телефонов клиник, где моего ребенка якобы принимали эти врачи. Но не смогла дозвониться: где-то телефон не отвечал, где-то был отключен.
Анастасия обратилась на горячую линию Национальной службы здоровья Украины. Но и там помочь или что-либо объяснить не смогли.
— Сказали, что зафиксировали мое обращение, и на этом все, — говорит Анастасия. — А после того, как я написала об этой ситуации в «Фейсбуке», выяснилось, что наш случай не единичный. Речь идет о массовом явлении. Только среди моих знакомых нашлось с десяток тех, кто, зайдя в систему helsi. me, тоже увидел там фейковые записи. Среди них и мама одноклассника моего Тимы. Ее сын, судя по информации из системы, тоже был у фтизиатра, и происходило это в те же дни, что и у моего ребенка.
— У моего сына отображается пять таких визитов, — подтвердила «ФАКТАМ» мама мальчика Юлия. — А в графе «диагноз» запись: «Наблюдение при подозрении на туберкулез». Но, к счастью, услуги фтизиатра нам никогда не требовались.
Пообщавшись с людьми, которые оказались в такой же ситуации, «ФАКТЫ» выяснили, что проблема массовая. Фейковые визиты у всех разные: кто-то недавно узнал, что в течение года регулярно посещал офтальмолога, а кто-то обнаружил девять подряд (!) визитов к гинекологу.
«Я не поеду через весь город на Тополь (жилмассив в Днепре. — Авт.), чтобы доказать, что во время девяти приемов гинеколога в какой-то неизвестной мне больнице была или на работе (есть табель), или на море (есть фото и посты в соцсетях). Причем некоторые приемы сдвоенные, на 12:00 и на 12:15», — написала в «Фейсбуке» жительница Днепра Елена Полякова.
«Моя дочка в позапрошлом октябре аж пять раз к фтизиатру „ходила“. Меня удивляет, как дочь попала без направления к этому специалисту в свои 11 лет. Да еще и без родителей. И везде стоит диагноз туберкулез. Даже не подозрение на туберкулез, а уже подтвержденный диагноз!» — пишет Ольга Галилео.
«Я тоже так проверила записи двух своих несовершеннолетних детей и обнаружила записи к окулисту, которых не было. Написала семейному врачу, чтобы выяснить, что произошло. Она сказала, что, возможно, таким образом врач… учится записывать пациентов или добавляет себе часы, которых не хватало», — написала Алина Коваленко.
«Врачи вносят данные пациента в медицинскую систему, и мы потом оплачиваем больнице работу»
Аналогичные истории «ФАКТЫ» услышали от людей из разных регионов Украины. Так что же это: попытки врачей «научиться записывать пациентов», сбои в системе или чьи-то умышленные действия? Как известно, количество приемов у профильных специалистов влияет на финансирование, которое получает лечебное учреждение. Иными словами, чем больше визитов пациентов, тем больше денег получит поликлиника или диспансер.
Возвращаясь к ситуации Анастасии Кулаковой, стоит отметить, что на момент выхода номера в печать найти врачей, которые внесли в систему неправдивые данные, ей так и не удалось. Например, в Центре оказания психиатрической помощи, где сын Анастасии якобы побывал на приеме, уверяют, что психиатр, вносившая данные в систему, «очень добросовестная» и «не написала бы ничего лишнего». Но узнать что-либо у нее самой уже невозможно, так как доктор уволилась. Получить объяснения не удалось и у фтизиатра — попытки «ФАКТОВ» дозвониться доктору не увенчались успехом.
— Запись в медкарту пациента в системе helsi. me вносит врач — либо семейный, либо лечащий врач «вторички» — в данном случае психиатр или фтизиатр, — сообщила во время прямого эфира на ресурсе «Информатор» директор Департамента коммуникаций Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Лилия Гудзь. — К этим врачам направление не требуется, пациент может обратиться к ним и без него.
Врачи вносят данные пациента в медицинскую систему, и мы на основании этих записей потом оплачиваем больнице работу. Конечно, могут быть как ошибочные записи, так и фейковые. К нам действительно обращаются люди, обнаружившие приемы, которых не было. И мы понимаем, что это проблема. Но не имеем права вмешиваться в медицинские записи. Больницы отчитываются перед НСЗУ, мы проверяем их отчеты. И если есть очевидные ошибки (например, женщина дважды за год родила ребенка или обнаружится декларация с уже умершим пациентом), мы обратим на это внимание и, естественно, не оплатим такие приемы. Но в ситуациях, как у Анастасии, мы просто видим прием у фтизиатра и не можем знать, был ли этот прием на самом деле. Сейчас, чтобы решить проблему, Анастасии следует обратиться к главврачу больницы, где была внесена фейковая запись, и попросить удалить ее из системы. Кстати, до конца месяца в каждой больнице появится новая должность — медицинский администратор, который будет иметь право верифицировать данные пациентов и удалять фейковые записи.
На вопрос присутствовавшей на эфире Анастасии Кулаковой о том, не собирается ли НСЗУ выяснить, кто и зачем вносит неправдивые данные в систему (тем более что уже известны конкретные случаи), Лилия Гудзь ответила, что НСЗУ может вмешаться в ситуацию только в том случае, если главврачи создавших фейковые записи больниц не отреагируют на обращения возмущенных пациентов и если последние после этого обратятся в НСЗУ в письменной форме.
— Как выяснилось, моя устная жалоба на горячую линию НСЗУ вообще не была принята во внимание, — говорит Анастасия Кулакова. — А ведь это касается бюджетных денег, которые явно уходят не туда. Письменную жалобу в НСЗУ я уже тоже написала. Не собираюсь пускать это дело на самотек. А если мой сын решит поступать, например, в военное училище? Зачем ему в истории болезни лечение у психиатра?
«В любом случае советую обратиться в правоохранительные органы»
Дополнительный заработок или ошибка? Врачи, которые не первый год работают с системой helsi. me, допускают, что это может быть и банальная невнимательность.
— Такое может происходить и в том случае, если система выдает однофамильца пациента и ему ошибочно вписывают прием, — рассказал «ФАКТАМ» семейный врач из Киева. — Конечно, в идеале врач должен искать человека в системе не просто по фамилии, а проверять его идентификационный код или данные паспорта. Но, будем откровенны, мало кто это делает. Особенно если за дверью очередь, а за 15 минут нужно успеть принять пациента, поставить диагноз и назначить лечение. Еще больше таких ошибок происходит во время вакцинации. Последние несколько недель в пунктах вакцинации толпы, врачи вносят данные в систему впопыхах, и потом всплывают ошибки. Например, приходит человек за второй дозой вакцины, а первая в системе не отображается. Начинаем разбираться, и выясняется, что первую вакцинацию ошибочно вписали однофамильцу этого пациента. А последний, пока не придет вакцинироваться сам и не узнает, что первая доза вакцины у него, судя по данным в системе, уже есть. Сейчас таких случаев немало. Поэтому советую пациентам также быть внимательными. Придя на вакцинацию, не поленитесь уточнить у регистрирующего ваш визит в системе медика, совпадают ли ваш номер телефона или идентификационный код.
Нам, семейным врачам, вписывать в систему приемы, которых не было, не имеет смысла — мы за них деньги не получаем. Зарплата семейного врача зависит от количества подписанных деклараций, а не от того, сколько раз тот или ной пациент пришел на прием. У профильных специалистов ситуация другая — сумма, которую лечебное учреждение получит от государства, действительно зависит от того, сколько было приемов у врачей. Поэтому здесь теоретически возможно, что клиники умышленно вписывают фейковые приемы. Но, зная, как устроена эта система, могу сказать, что это довольно сложно — нужно заполнить массу документов, потратить не один час времени. И при этом идти на риск, ведь пациент может обнаружить фейковый визит и поднять скандал. Проще принять одного или двух пациентов в частном порядке и сразу заработать куда больше, чем можно получить за эти несуществующие приемы.
— Как бы там ни было, ошибочно или умышленно врач сделал неправдивую запись в системе, но удалять он ее, как показывает практика, не спешит…
— Правильно, ведь если он отметит в системе прием как ошибочный, ему придется давать пояснения НСЗУ. А это лишние проблемы.
Липовые декларации, на которых могут неплохо заработать семейные врачи и клиники, в системе тоже встречаются нередко. Свежий пример — случай в одесской клинике, где врачи заключили 175 деклараций… с покойниками. Этим случаем уже занимается полиция. Обращаться в правоохранительные органы юристы рекомендуют и в том случае, если вы обнаружили в helsi. me фейковые приемы.
— Я советую в любом случае обратиться в правоохранительные органы, чтобы расследовать подобные вещи, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию старший партнер компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. — А для того, чтобы исключить эти данные из системы helsi. me, я рекомендовал бы в первую очередь направить официальный письменный запрос в администрацию системы с требованием исключить эти данные в связи с тем, что вы не посещали этих врачей. В течение 30 дней в любом случае должны получить ответ. Если не получите, остается один путь — обратиться в суд с требованием обязать администратора системы исключить эти данные из карточки клиента.
— То есть пациент не должен сам разыскивать врача, который внес фальшивые данные в систему?
— Нет, это уже в лечебном учреждении должны будут доказывать, что вы были на приеме. Но это только усугубит их вину в уголовном деле, потому что документы в таких случаях поддельные.
Напомним, тяжелобольной украинке отказали в пересадке печени: орган отдали пациенту из частной клиники