Вспыхнувший с новой силой вагнергейт – как новый штамм коронавируса. Вроде бы это уже было, но в этот раз заразнее, опаснее и распространяется быстро. Обвинения в предательстве звучат все громче, нежелание «оправдываться» весит все меньше. Отношение к СМИ, как к салону красоты, в котором маникюрша не должна сама выбирать, каким цветом красить ногти, рождает скандал за скандалом. Вот уже Шустер сравнивает Зеленского с Януковичем, а привычное хамство Подоляка ситуацию, естественно, не улучшает.
И это только верхушечка всех свалившихся на команду Зеленского напастей, вернувшихся к ним бумерангом. А количество возвращающихся приветов будет только увеличиваться. «Посеешь ветер – пожнешь бурю» – не нами сказано, но чего стоит чужой опыт, когда и свой-то воспринимается, как ненужный. И ребята, не останавливаясь на достигнутом, продолжают множить себе проблемы. И нам заодно.
На сегодняшний день есть несколько моментов, которые обращают на себя внимание. Что государство делает для того, чтобы страна не сгинула во мраке практически неизбежного энергетического кризиса, мы не знаем. Зато знаем, что в президентской партии говорят о снижении избирательного возраста до 16 лет и внедрении электронного голосования на выборах. То есть, стремление власти к самосохранению и самовоспроизведению – факт очевидный, как и понимание, что на людей здравомыслящих для переизбрания на второй срок рассчитывать уже не приходится. И если смотреть на последние события через призму этого знания, все становится на свои места.
Зеленский со своей компанией живет в придуманном ими мире, и это бы еще полбеды. Беда в том, что они хотят, чтобы реальный мир был таким же, как придуманный. И чтобы мы были, как придуманные, – тихими, послушными, всем довольными, даже при отсутствии необходимого, должны восхищаться вождем, без привязки к происходящему, и правильно реагировать на видосики.
Если мы не такие, то мы неправильные и сами в этом виноваты, потому что нами манипулируют, мы не патриоты или просто деструктивные. Нужно признать, что четкого разделения на слуг народа и врагов народа еще нет, шкала не сторонников Зеленского еще длинная и не черно-белая, там еще есть оттенки между любит-не любит, но краски сгущаются стремительно. Причем, и в центре процесса, и на периферии.
Сегодня лицо «Слуги народа» без Разумкова – это Корниенко, Арахамия, Тищенко. Они уверены, что с таким лицом на парламентских выборах у них был бы тот же результат и монобольшинство? С Тищенко, который заявил, что хула на Ермарка – это госизмена? С рабочей бабой и корабельной сосной от Корниенко? С говорящим Арахамией?
Разумков как №1 в избирательном списке уравновешивал эту, скажем так, разношерстную малообразованную компанию, своим присутствием успокаивал избирателей: если что, взрослые в группе есть. Не надо забывать о том, что во время президентских выборов именно Разумков был говорящей головой Зеленского, которого людям показывали, и только. А все сказанное о первичности экономики, о справедливом государстве, о законе одном для всех, о морали в политике было сказано Разумковым. Сегодня оказалось, что и думал тогда так тоже Разумков. О чем тогда думал Зеленский – и сегодня неизвестно. Зато известно, о чем он думает сейчас.
“Будем пытаться Разумкова обесценивать и закрыть доступ к ресурсам: снять членов МФО с чувствительных для нас должностей в комитетах, наехать по бизнесу, не давать открывать офисы в регионах, – рассказал LIGA.net один из руководителей фракции Слуги народа.
И мандат у него не забрали только потому, что посчитали рост его рейтинга от подобных манипуляций. Еще не существующая партия Разумкова уже проходит в парламент по опросам, сами слуги говорят о потенциале его роста еще на 10-12%. Это на сегодня, а дальше все будет зависеть от телодвижений в разных лагерях.
Если Разумков учтет опыт СН и действительно будет строить партию, а не проект, – это одно. Если не сможет противостоять натиску толпы и наберет теней, способных витиевато восхищаться лидером, будет «слуга-2». Пока он заявляет, что качество важнее количества, но, учитывая, сколько уже желающих хватать его за рука-ноги с театральным шепотом «возьми меня», соблазн велик.
А против Зеленского и агитировать не нужно – будет кому и без Разумкова, и никто так эффективно этого не сделает, как он сам. Что-то сломалось в том остроумном улыбчивом парне, которого страна знала, как лидера в прошлом самого успешного шоу страны. Теперь фу вместо аплодисментов, раздражение вместо восхищения и тотальное неверие. И не везет ему как-то в последнее время, что ни скажет – все мимо.
Только сказал, что очередную волну коронавируса мы пережили, на завтра бабах – опять показатели зашкаливают, как будто снижения не было, и так всю неделю.
Только сказал про суда с углем, которые идут в Украину, и можно не бояться зимы, хвалите нас, а тут сразу Ахметов: спасибо за рекламу, это нам везут уголь, по нашему контракту.
Только сказал про тысячу за прививку – снова скандал: в руки не дадут, потратить можно только на кино-театр, музей, фитнес и путешествия по стране. В общем, не все, не всем и не на все. Зато снова стравят граждан друг с другом. Почему те, кто сам вакцинировался еще летом, сэкономил койко-места и кислород в больницах, должны теперь платить за странные уговоры не желающих вакцинироваться все-таки пойти и сделать укол? Почему этот нелепый каприз президента должны оплачивать самовакцинированные своими налогами?
Будет ли тысяча гривень стимулом для тех, кто за фейковый сертификат платил три? В какой фитнес-клуб пойдет бабушка в селе, если для нее эта виртуальная тысяча – откровенное издевательства при отсутствии реальных денег на дрова и уголь? Кино-концертный бизнес – единственная отрасль пострадавшая от карантинных ограничений? Почему государство решило поддержать именно эту сферу за наш счет? Зима еще не началась, а аграрии говорят о проблемной посевной: в стоимости азотных удобрений до 80% – стоимость газа, представляете их цену? Химпромышленность – первый кандидат на вынос. Или не первый, группой пойдут, а мы билеты на «Квартал» спонсируем?
Как мы понимаем, главное в этой истории лежит не на поверхности. Единственное условия для получения виртуальной тысячи – приложения «Дия». Почему не платят тем, кто уже вакцинировался? Потому что они «Дию» уже загрузили – ковидные сертификаты к ней привязали намертво. На сегодня в Украине около 13 млн. получили минимум одну дозу вакцины, значит, в «Дии» уже есть. А вот почему именно 6 млн. граждан хотят подсадить на это приложение, а не 8 или 10, пока не ясно. Но мы помним о планах внедрить через «Дию» электронное голосование на выборах, и здесь есть чего опасаться, и вот почему.
Когда у Арахамии спросили, чего команда Зеленского достигла за половину срока, он назвал 4 позиции: цифровизация, продажа земли, легализация игорного бизнеса и закон об олигархах. Кстати, об олигархах. Ахметов сказал, что олигархом себя не считает, и если что, сможет доказать это в суде. Его окружение причиной недоразумения с президентом называет не собственно закон об олигархах, а недоговороспособность президентской команды. И не из-за их неподкупности, а из-за недержания – не умеют держать слово. Из этого следует, что слова, то есть обещания, таки давались, а по ходу пьесы просто сменилась тактика или аппетиты?
Но вернемся к главному достижению, к цифровизации, которая сегодня наше все плюс приложение «Дия». Все, может быть, было бы очень хорошо или даже лучше, если бы не одно но.
«Принципиально есть два пути: мы делаем цифровые решения, чтобы граждане могли лучше контролировать государство или государство — граждан. Понять, на каком мы пути, довольно просто. Если первая функция в приложении упрощает для граждан контроль над государством, а первым пользователем «Дія.Підпису» становится президент, который подписывает им не ковидный сертификат, а собственные указы, — мы на первом пути. Если же первая функция в приложении упрощает государству проверку гражданина, а функции контроля над государством вообще отсутствуют, то у меня плохие новости», — говорит председатель общественной организации «Электронная демократия» Владимир Флёнц.
Да, вы правильно поняли: цифровизация по-украински – это контроль государства над гражданином, а не наоборот. Наоборот – это в Эстонии, а у нас – стремление к полному, бесконтрольному, монопольному контролю государства за всем и всеми. Отметим, сегодня наше государство и мы вместе с ним в руках власти без балансов, без противовесов, опыта и четких моральных и экономических обязательств. В руках власти, которая точно хочет продлить и расширить свое существование. В том числе – с помощью снижения избирательного возраста и цифровых инструментов.
То, что Зеленский пойдет на второй срок, если ему дадут, уже очевидно. Вопрос – зачем? Власть – это инструмент, нужно понимать, что ты будешь им делать. Пока создается впечатление, что этого понимания до сих пор нет.
А сопротивление общества уже есть. Если его прежние ярые сторонники Гордон и Комаровский публично говорят о том, что лоханулись вместе с 73%, проголосовав за Зеленского, значит, что сейчас быть лохом не так стыдно, как поддерживать президента. И это серьезный сигнал.
За два с половиной года Зеленский накопил столько обид, – на врагов, на друзей, на соратников, на бывших, – что они могут раздавить его окончательно. Вокруг него уже столько бывших, тоже обиженных, но уже им – ни за что или за что-то, назначенных по недоразумению и уволенных без объяснения причин. Если все эти люди начнут говорить, «заткнуть» их уже не получится, и миф о президенте из кино может превратиться в страшилку для целых поколений украинских политиков. Если страна доживет до весны.
А на местном фронте без перемен – в области делят друг с другом славу, в городе – деньги. Да, чуть не забыла, зацикленный на Сенкевиче местный активист продолжает писать письма в посольства разных стран с рассказами о николаевском мэре. Последнее его письмо – в посольство Сингапура.
Оксана Тихончук.