В начале каждого арбузно-дынного сезона в Херсонской, Николаевской и Запорожской областях на поля выезжают артели сборщиков урожая. Каждая вторая из них – рабская, пишет Страна.
Задолго до сбора урожая посредники договариваются с фермерами о поставках рабочих бригад для сбора урожая. Обе стороны знают, что часть бригад используют принудительный труд.
“Для владельцев бахчевых самостоятельно подыскивать сборщиков арбузов лишняя головная боль. Есть контакты посредников, которые рекрутируют сельхоз-рабочих, фермеры лишь ставят фронт работ и договариваются об оплате за каждый центнер собранного урожая. Кто и как работает на полях, никого волнует – это проблемы рекрутеров и старших бригад. Часть наемных рабочих бригад работает за нормальные деньги, это сезонные артели. Но часть сборщиков арбузов рабы. В рабских бригадах работают только за еду и жилье. Рабские бригады стоят в разы дешевле, чем услуги обычных сезонных сборщиков” – рассказал фермер Юрий Кравченко.
Одессит Владимир Шаклевич осенью прошлого года был освобожден полицейскими из такой “рабской” артели.
“Вышел из тюрьмы, где топтал срок за кражу, оказалось, что хату давно отжали какие-то люди. Бомжевал полгода, потом встретил знакомого, с которым вместе на зоне был. Он предложил поехать в Николаевскую область собирать арбузы, сказал, что платят хорошие деньги – по 500 гривен за день, причем платят ежедневно. Знакомый и отвез в артель. Когда приехал, со мной очень ласково поначалу говорили. На базе было человек пятнадцать, женщин человек пять. Несколько наркоманов, почти все раньше в тюрьмах бывали. Жилье было в хижинах в лесопосадке рядом с полем, а еда была еще хуже – утром чай и хлеб, в обед то ли похлебка, то ли баланда из рыбных скелетов. Раз в неделю выдавали по стакану водки паленой, – рассказывает Шаклевич
По его словам, владельцы артели устанавливали рабочим неподъемные нормы по сбору арбузов, а когда люди порывались уйти, им заявляли, что они проштрафились и избивали.
“Норма триста арбузов за день. Это вообще нереально, очень трудно под палящим солнцем. Нужно нести тяжеленные кавуны к горкам, после аккуратно грузить их в машины. За каждый разбитый арбуз штраф. В первый день собрал сто пятьдесят арбузов, вечером попросил дать зарплату, сказав, что мне не нравится такая работа и буду уезжать домой. Мне сказали, что я не выполнил норму, подставил старших артели и поэтому денег мне не положено. Более того, я еще должен остался – за еду и ночлег. Когда возмутился, накинулись втроем, потоптали, сломали ребра. Бросили избитого в загородку из досок с колючей проволокой, связали на ночь. Утром еще раз побили. Вышел в поле работать, попытался сбежать. Догнали на машине, затащили и отвезли на базу. После этого сидел на цепи почти неделю, избивали постоянно по утрам, а других заставляли смотреть на это”, – рассказал одессит.
Также по словам сельскохозяйственных невольников, сбежавших ищут целые группы охранников с удостоверениями неких “активистов” и внештатных помощников полиции.
После 2014 года организаторы принудительного труда в сезонных бригадах уловили веяние времени и начали маскировать рабские артели под гражданские организации.
Например, в судебном приговоре рабовладельцы зарегистрировали гражданскую организацию под названием “Доброе сердце” и организовали несколько “реабилитационных” центров для нарко- и алкозависимых людей, которым обещали излечение бесплатно. В реальности, попавшие в такие центры больные вместо лечения и психологической реабилитации попадали под жестокий прессинг и “лечение” наркотиками, от которых больные пытались избавиться. После обработки украинцев заставляли “отрабатывать” на полях и стройках долги за “лечение”, жилье и еду.
Напомним, по данным ООН более 40 миллионов человек в мире живут в рабстве