В Николаеве состоялся круглый стол “Презентация выводов экспертизы, касательно экологических и социально-экономических последствий функционирования шламохранилища Николаевского глиноземного завода”. Начиная дискуссию, глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко подчеркнула, что хорошим решением для определения цивилизованных отношений с предприятиями, чья деятельность наносит урон окружающей среде, был бы закон об экологическом страховании. Чтобы еще до начала производства на определенный счет поступала законом установленная сумма – на устранение последствий в случае аварий или иных изменений первоначально заявленных планов. Но закона такого нет и надежд, что он скоро будет принят ВР, тоже нет. Поэтому, как объяснила Татьяна Тимочко, в Николаеве проводится «круглый стол» «Экологические и социально экономические последствия функционирования ватает шламохранилища НГЗ», чтобы совместно со специалистами решить накопившиеся проблемы.
Как пояснил руководитель общественной организации «Стоп шлам» Василий Орел, после того, как они выиграли суд по иску к НГЗ на 9 млрд. грн. компенсации, к ним присоединились многие общественные организации и отдельные граждане – «воинские подразделения, военные, бывшие АТОшники, козаки», которые хотят тоже, чтобы их дети нормально жили, чтобы их семьи здесь отдыхали. Однако, как признался Орел, наступил момент, когда организаторы противостояния НГЗ поняли, что у николаевцев «не хватает силенок», что нужно привлекать людей более опытных. Именно таких людей, по его словам, и привезли на «круглый стол».
Народный депутат, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам экологической политики и природопользования Елена Криворучкина подчеркнула, что президент Владимир Зеленский очень интересуется проблемами экологии, а решение СНБО как раз говорит об обязательности разработки и внедрения законопроекта об экологическом страховании.
-Директива ЕС четко не устанавливает, должно оно быть обязательным или добровольным. Мы же акцентируем внимание на том, что для предприятий-загрязнителей это должно быть 100-процентно обязательное экологическое страхование. Во многих странах экологическое страхование предполагает возмещение ущерба, причиненного именно окружающей среде. Наша задача, чтобы возмещался ущерб окружающей среде, здоровью граждан и имуществу граждан, – сказала Елена Криворучкина.
Нардеп также считает, что сегодняшние проблемы – это следствие деятельности ментально устаревшего менеджмента, который ориентировал исключительно на финансовый результат без экологической ответственности.
=Менеджмент даже не подумал о том, чтобы гигиенический паспорт шлама сделать. Я обобщила то, о чем говорят ученые. Ученые говорят о том, что есть и мышьяк, и кадмий в этих шламах. Есть выводы зарубежных экспертов, которые говорят о том, что он влияет на нервную систему детей, вызывает агрессию, снижает уровень интеллектуального развития, грозит ожогами слизистой оболочки.
Адвокат АО “Greco” и представитель ОО «Стоп шлам» Артемий Воробьев представил участникам круглого стола выводы судебно-инженерной экологической экспертизы Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Министерства юстиции Украины.
Воробьев зачитал выводы экспертизы, в которых сказано, что в шламе, который был предоставлен, обнаружены соединения шестивалентного хрома.
– Шестивалентный хром – это очень серьезный яд, особенно, когда он попадает в воду. А также соединения цинка, селена, селен-кадмий, меркурий, свинец, мышьяк.
Артемий Воробьев также сообщил, что шлам НГЗ имеет три из шести опасных свойств, определенных Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
-Экспертизой было установлено, что отходы красного шлама могут иметь не одно, даже не два, а три опасных свойства. Первое свойство – ядовитость. Ядовитыми они могут быть для человека, для жителей Николаевской области. Их попадание в организм через дыхательные или другие пути могут вызывать затяжные болезни. Второе свойство – экотоксичность. Отходы могут иметь значительное негативное влияние на экологические и биотические системы. Третья – токсичность.
При этом юрист считает то, что шлам – это отходы неукраинского происхождения, посколько импортные бокситы перерабатываются в Украине в глинозем, который полностью вывозится. Таким образом эти отходы вообще нельзя хранить на территории Украины, поскольку и бокситовая руда, которую перерабатывает НГЗ, и отходы, и конечный продукт являются импортным товаром. А Статья 32 закона “Об отходах” запрещает какой-либо ввоз иностранных отходов в Украину с любой целью, кроме транзита. Захоранивать здесь иностранные отходы запрещено, – резюмировал Воробьев. Но отметил, что утилизировать шлам можно, использовав его как вторсырье.
Главный врач Национального института рака Министерства здравоохранения Андрей Безносенко, который сам вырос в Николаеве, а сейчас тут живут его родители, рассказал о вреде, наносимом красным шламом организму человека.
-Все химические соединения по степени воздействия на здоровье делятся на 4 группы. В первой – те химические элементы и соединения, которые не вызывают рак и никогда его не вызовут. Вторая группа – это соединения, которые вероятно не могут вызвать рак. Третья группа – это элементы и соединения, которые возможно являются канцерогенными, то есть с большей вероятностью вызывают рак. И четвертая группа – это группа химических соединений, которые точно влияют на образование злокачественных опухолей. Так вот, две трети химических соединений, о которых сказано в экспертизе, относятся к четвертой группе соединений, которые вызывают рак. К этому, в принципе, добавить нечего. Не нужно быть экспертом, чтобы определить опасность данных отходов для организма человека. Причем, попадают они в наш организм неосознанно – через кожу во время дождя, с пылью, когда мы дышим этим воздухом, а по запаху эти элементы не определяются, через еду. И определить их по вкусу, запаху или тактильно мы не можем. А потом к онкологу приходят врачи и говорят: не курю, не пью, занимаюсь спортом, откуда рак? Вот отсюда рак, – объяснил Безносенко.
В итоге участники «круглого стола» выступили с инициативой обратиться в Госпотребслужбу, таможенную службу, в министерство окружающей среды о принятии ими мер для недопущения захоронения иностранных отходов на территории Украины. Усилить до криминальной ответственность за нарушения законодательства об отходах. Обратиться в Кабмин с требованием принять постановление о классификации отходов, потому что сегодня классы отходов определить невозможно, утверждает Артемий Воробьев. Кроме того, по мнению организаторов «круглого стола», необходимо обратиться в Госэкоинспекцию с инициативой о полной остановке деятельности НГЗ.