Спроектированная и построенная в Николаеве яхта «Икар» почти 33 года назад сделала то, что до этого не удавалось никому в Советском Союзе, – совершила кругосветное путешествие. 7 сентября 1987 года «Икар» с экипажем из 9 бывалых моряков под командованием капитана Бориса Немирова вышел из Николаева и вернулся спустя 325 дней, 31 июля 1988 года.
Одному из тех, кто прошел тогда «ревущие сороковые» и «воющие пятидесятые», – помощнику капитана Станиславу Черкесу – сегодня, 29 мая, исполняется 80 лет. А накануне он вместе со старпомом «Икара» Анатолием Кузнецовым и депутатом Николаевского горсовета, главой ОО «Миколаїв – єдина родина» Владиславом Чайкой побывали на яхте «Икар» – чтобы вспомнить о том, каким было это путешествие.
– Самое яркое впечатление из того путешествия?
– Самое яркое впечатление? Ну, ладно, первое скажу, что яркое впечатление оставило то, что земля очень маленькая. Прошли и смотрим – она очень маленькая и хрупкая. Еще яркое впечатление оставила у меня волна-убийца. Когда шли напротив Антарктиды в Южном океане, появилась гора выше всех. Все волны шли за ветром, штормовой силы – 10-11 баллов, волны метров 15-16, разные. И появилась «гора» метров 20, с Антарктиды, поперек всех – это очень необычно, – говорит Станислав Черкес.
– Это когда Миху выкинуло с койки? – интересуется Анатолий Кузнецов.
– Нет, Миху в другой раз выкинуло с койки, – продолжает Станислав Черкес. – И вот это впечатление очень сильное – какие гигантские энергии ходят на земном шаре в океане. Я почему понял, что там 20 метров, – когда она подняла нас – она не обрушилась, а подняла плавно, – я как глянул вниз, куда падать, – у меня как когда с 7-го этажа смотришь, тоже такое ощущение было. И залетел туда. Когда вниз нырнули, вынырнули, эта гора столкнулась с другой, метров 15, волной. Грохот был такой, как два поезда столкнулись.
И еще одно яркое – когда мы мачтами вниз падали. Это когда мы уже прошли мыс Горн, в районе Фолклендских островов, нас на закуску ураган сильнейший прихватил – стал брезент (на парусах) расходиться, через него солнце видно было. И один гребень, метров 15-16 был, завалился, и мы мачтами вниз. Андрюху выкинуло с койки, а он привязал все, и консервы из кастрюли выпали. И такой возмущенный был: чем ты там занимаешься?
На вопрос, не было ли страшно, моряки только усмехаются: чего бояться, если дело знакомое с младых ногтей? А юбиляр делится своим рецептом: когда есть цель, страха и сомнений быть не может, тогда все получится. И у них действительно получилось, хотя поход был очень непростым. Но детище будущих кругосветных путешественников – а в проектировании и строительстве участвовали все члены команды – не подвело.
– За все время, за почти год в очень жестких условиях, не было ни одной серьезной поломки. Единственное – в Санта-Крусе поменяли штаги, просто потому, что оцинкованный трос начал ржаветь. Но у нас были запасные – завели, и вперед. А так ничего не ломалось. Рвались паруса, да. Паруса-то были за 3 копейки, и старые, они износились. Покойный Менделеевич их шил, шил и шил, – говорит Анатолий Кузнецов.
– Мы после вахты каждый шили, так оно надоело! – подхватывает Станислав Черкес.
– Пока иголки были, а потом он никого не пускал, – уточняет Анатолий Кузнецов.
– И самое главное – не было современной навигации, приборов. У нас был магнитный компас. У нас была только-только появившаяся спутниковая система (только потому, что я работал в пароходстве, и мне ее дали в аренду), но мы ее включали изредка, – отмечает Станислав Черкес.
– Сильно много кушала электричества, – добавляет Анатолий Кузнецов.
– Электричества много и долго спутник ловила. А, в основном, катились по звездам и магнитному компасу, как раньше в старину, – говорит Станислав Черкес.
– Все нормально. Посмотрели, Полярную (звезду) нашли, нет Полярной – Южный Крест есть. Смотришь – юга там, значит, нам туда, – поясняет Анатолий Кузнецов.
При отсутствии нормального навигационного оборудования, практически полном отсутствии связи с родными яхтсмены прошли 31 тысячу миль, посетив Канарские острова, Тасманию, обогнув мыс Горн и зашли на остров Святой Елены. Поэтому неудивительно, что этот поход «Икара» вписался в «генетический код николаевцев».
– Это нечто, что впитывается николаевцами вместе с молоком матери и является одним из элементов, если хотите сказать, нашего культурного кода, т.е. то, что отличает, к примеру, николаевцев от херсонцев, от одесситов и т.д. Это наша традиция, это очень важный знаковый момент в истории нашего города, – считает замдиректора Николаевского областного краеведческого музея Валерий Чернявский.
Депутат Николаевского горсовета, глава ОО «Миколаїв – єдина родина» Владислав Чайка помнит, что «икаровцев» тогда, в 88-м, встречал весь город. Поэтому считает, что память о том кругосветном путешествии, прославившем Николаев на весь мир, должна быть увековечена.
– Это герои нашего города, это герои того времени. Вы знаете, я хочу, чтобы таких людей и вклад, который сделал этот коллектив и наш город, в такое плавание (это было действительно новшество, это было первое плавание в Советском Союзе, кругосветка, и опять-таки прославили наш город Николаев. Почему наш город Николаев должен об этом не помнить и не знать? Я хочу, чтобы и наш депутатский корпус, и городской голова вспомнили об этом, и будем настаивать, будем просить, чтобы увековечить память этих людей, живущих и тех, которых уже нет с нами, – присвоить им звания Почетных граждан нашего города. И как депутат, и как глава ОО «Миколаїв – єдина родина» буду прикладывать все усилия, чтобы о нашем городе не забывали, чтобы помнили, чтобы наш город был действительно прославлен на весь мир… Тогда, я знаю, весь город следил, по мере возможности, за тем, как проходит это путешествие кругосветное. Сам Александров, будучи ректором НКИ, по возможности связывался, где только была связь, узнавал, как, что, какие трудности там встречаются на пути, чем могли – помогали. Поэтому мы должны об этом помнить и передавать эту память нашему будущему поколению, – уверен Владислав Чайка.
За прошедшие годы у яхты «Икар» собственник остался прежний – Николаевский кораблестроительный институт, который ныне называется Национальным университетом кораблестроения им.адмирала Макарова. И пусть теперь по палубе яхты ходят другие люди, они любят «Икар» так же, как и сегодняшние гости, почти дошедшие на этом небольшом двухмачтовом паруснике до «неистовых шестидесятых», – 6 членов новой команды восстанавливают «Икар» собственноручно.
– Мы спустились на воду в 2017 году после длительного простоя, в речпорту, мы там еще начали над этим работать. Мы поменяли двигатель, внутри немного переоборудовали, чтобы яхта была удобная для отдыха, для круиза. Мы участвуем все время в регатах в качестве судейского или вспомогательного судна, поэтому чтобы людям было более комфортно, более удобно находиться на борту, – сказал капитан яхты «Икар» Сергей Плахотнюк.
Команда «Икара», прошедшая кругосветку, вписала славную страницу в историю нашего города. И, хочется верить, что новые «икаровцы» сохранят и приумножат эту славу. А мы будем помнить. И желать традиционных 7 футов под килем.