Заводской районный суд Николаева начал рассмотрение по сути иска общественной организации “Стоп Шлам”, которая пытается взыскать с Николаевского глиноземного завода 9,2 млрд. грн. за якобы загрязнение окружающей среды красным шламом, отходами переработки бокситов.
Удивительно, что грандиозная сумма обосновывается не экологической или медицинской экспертизами, а – психологической. Общественники пытаются доказать, что жителям окрестных сел действиями НГЗ был нанесен “моральный ущерб”.
При этом на судебном заседании представители “Стоп Шлам” не смогли ответить на простые вопросы защиты завода, сообщается в сюжете “Стоп коррупции”.
Например, остался без внятного ответа вопрос каким образом и когда конкретно завод нарушал закон – общественники ограничились фразами про “системные нарушения экологического законодательства”.
“Мы так и не смогли услышать каких-либо внятных аргументов от истца”, – говорит адвокат Владимир Ващенко, представляющий интересы НГЗ. – “Законная хозяйственная деятельность предприятия не может быть причиной “морального ущерба”. Ведь при этом отсутствуют все элементы гражданско-правовой ответственности, включая такие как страдания конкретных физических лиц, причинно-следственная связь, да и сама вина”.
Выслушав стороны, судья Ирина Боброва объявила перерыв. Во время следующего заседания, которое состоится 5 апреля, планируется провести допросы двух экспертов.
“Парадокс в том, что исходя из материалов, на которых базируется иск от “Стоп Шлам”, суд вынужден пригласить для дачи показаний не экологов, а двух психологов”, – отметил Владимир Ващенко. – “Именно они, проведя некое “исследование” для этой общественной организации, написали, что почти 1300 гражданам действиями завода нанесен “моральный вред”. Учитывая, что эти самые эксперты долгое время скрываются от СМИ и избегают каких-либо комментариев, нам очень хочется услышать от них официальные объяснение о методике такого “уникального” исследования. Особенно, учитывая то, что мы имеем официальную рецензию на их экспертизу, говорящую, что данный документ вообще не соответствует требованиям к экспертным исследованиям”.
Напомним, в конце прошлого года в Николаеве появилась общественная организация “Стоп шлам”, которая подала в суд иск на выплату НГЗ компенсации жителям в размере 9,2 млрд.грн. морального ущерба за загрязнение красным шламом от имени жителей окрестных сел.
Отметим редкую оперативность Заводского районного суда Николаева: заявление об аресте имущества НГЗ было рассмотрено ночью, материалы попали к дежурной судье Ирине Бобровой. Чем была вызвана срочность – председатель Заводского суда Сергей Щербина объяснить журналистам не смог, указывает Апостроф.
Но в результате в декабре Заводский районный суд по этому иску арестовал имущество НГЗ
Формально руководителем общественной организации “Стоп шлам” является Василий Орел, бывший партфункционер партии “Батькивщина”. Но по мнению СМИ, за этой организацией стоит Павел Куфтырев, которого называют “экорейдером”. Именно ему в медиа приписывают атаки пож экологическими лозунгами на крупного производителя курятины под ТМ “Гаврилівські курчата”, затем те же лица блокировали активы компании “БРСМ-Нафта”.
В частности, эту связь видят в том, что организационными моментами в Николаеве сейчас занимается некий Алексей Француз, участвовавший в других акциях Куфтырева.
Отметим, что красный шлам, основной вид промышленных отходов при производстве глинозема является серьезной проблемой вовсе мире. Николаевский глиноземный завод на своих двух шламохранилищах накопил уже более 45 млн.тонн красного шлама.
В 2018-2019 годах село вблизи НГЗ неоднократно накрыло пылью красного шлама из-за сильного ветра и засухи
Сегодня НГЗ переходит на технологию сухого складирования красного шлама, которая решает целый комплекс экологических и производственных проблем.