Начало наступившего года не стало для николаевцев приятным. Рост тарифов, беззаконие в горсовете, инициированная мэром перспектива строительства нового перегрузочного терминала в Корабельном районе при существующем транспортном коллапсе из-за роста грузоперевалкиоптимизма горожанам не добавили.
На этом фоне отдельное возмущение вызывает попытка бездумно и бездарно решить за нашей спиной судьбу старейшего в Николаеве судостроительного завода – Николаевского судостроительного, ранее судоремонтного. Причем, события развиваются стремительно.
Если в декабре прошлого года новоназначенный директор ГК «Укроборонпром» Юрий Гусев заявил, что хочет сохранить ГП «Николаевский судостроительный завод» и весь судостроительный комплекс концерна, то уже в январе этого года руководитель парламентской фракции «Слуги народа» Давид Арахамия, заявил, что «строить корабли, как это было раньше, завод уже вряд ли будет», и что они рассматривают «идею размещения на территории завода технопарка». Так что произошло всего за месяц, кто и как за спиной николаевцев решает судьбу знакового для города предприятия?
Напомню, в декабре ГК “Укроборонпром” профинансировал первый этап ремонта здания управления Николаевского судостроительного завода и содержание зимой недостроенного ракетного крейсера, демилитаризация которого должна начаться в этом. Когда в «Укроборонпроме» рассказывали о том, что будут ремонтировать крышу заводоуправления, и что подготовительные работы для этого уже проведены, объясняли это тем, что в заводоуправлении «работают ключевые службы, которые обеспечивают деятельность предприятия, в частности, подразделение по автоматизации системы управления, режимно-секретный отдел и т.п., а также представительство государственного заказчика – Минобороны. Кроме этого, в помещениях расположен уникальный технический и кадровый архивы завода, в которых хранится документация за многие годы».
С этой точки зрения логика и основания для ремонта здания заводоуправления у «Укроборнпрома» есть. Но уже в январе концерн открывает реестр объектов на своих предприятиях для возможной аренды, и в этом реестре значится часть Николаевского судостроительного завода. И на 5 лет сдать в аренду хотят не только действительно старые и ненужные объекты недвижимости на территории завода, но и некоторые цеха, и центральную проходную с караульными помещениями, и само здание заводоуправления на Адмиральской, 39. То самое, о важности которого говорили в «Укроборонпроме», когда начали финансирование его ремонта.
И как видит собственник завода использование тех помещений, которой он готов передать на 5 лет в аренду, что там предлагается размещать?
Читаем: «офисные помещения, объекты почтовойсвязи, ломбарды, отделения банков, других провайдеров финансовых услуг, склады, камеры хранения, архивы, помещения для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих иную производственную деятельность, предприятия торговли, пункты обмена валюты, банкоматы, платежные терминалы, торговые автоматы, размещение технических средств и антенн операторов телекоммуникаций» и тому подобное.
Скажите, ломбарды, обменники, торговые автоматы – это именно то, без чего город сегодня обойтись не может? Офисные помещения? Их полно пустует в Николаеве, снимать некому. Еще можно было бы понять, если бы от завода отсекли действительно ненужные объекты недвижимости – со стороны Темвода, например, и сформировали меньшее по территории, но дееспособное судостроительное производство. Но с этой точки зрения сдача заводоуправления и проходной не вписываются в такую формулу. А заявление Арахамии говорит о том, что в Киеве решили, что старейший судостроительный завод нашему городу и нашей стране не нужен в принципе.
Размещение технопарка на территории бывшего завода им. 61 коммунара – это ерунда и профанация. Мы в Николаеве помним, как технопарки якобы намеревались создавать на других городских территориях, поскольку заброшенных и разоренных заводов у нас, к сожалению, значительно больше, чем хотелось был. И где эти технопарки? А еще озвучивается идея, и есть у нас бизнес-группа, которая эту идею пытается лоббировать, – отдать эту территорию под коттеджную застройку…
Единственное, в чем я согласен: на Николаевском судостроительном заводе действительно устаревшее оборудование. И что его замена – это большие деньги. Но модернизировать судостроительный завод – это дешевле, чем строить его с нуля. Потому что найти подходящее место для верфи – это огромная проблема, и наши предки об этом знали. Кроме того, модернизировать один раз – получится дешевле, чем постоянно покупать суда и корабли у иностранных производителей.
Сегодня Украина полностью меняет структуру военно-морского флота, и ставка делается на небольшие корабли, на москитный флот. Нам нужны катера для патрулирования, защиты и конвоирования судов, быстрые амфибийно-ударные катера, способные реагировать на возможность высадки ДРГ, действовать на песчаных косах и доставить 15-20 пехотинцев в необходимый район и это ракетные катера, способные предотвратить возможную высадку десанта. Всего – около 34 катеров трех разных типов, как подсчитали в Минобороны.
Правительство ведет переговоры с США, Францией и Великобританией, договариваются, в том числе, о частичном производстве катеров в Украине. И это очень хорошо. Но где, на каких заводах можно сегодня быстро выполнить такой объем работ? Что, кроме «НИБУЛОНа»в качестве производственной площадки для этого рассматривается?
Кроме военного, стране нужен гражданский флот, малые суда. Все мировые верфи, несмотря на кризис, с заказами, кое-где и очередь, потому что у каждого судна есть срок эксплуатации, нарушать который – смертельная опасность. Неделю назад у Берегов Турции затонул сухогруз «Arvin», который принадлежал украинской компании, погибли моряки. Это произошло потому, что судно было построено в 1975 году, и 45-летний сухогруз не выдержал шторма, разломился и затонул за 5 минут.
С каждым годом, к сожалению, ситуация будет становиться только хуже, потому что ресурс эксплуатируемых судов исчерпан. И Украине придется с этим что-то делать. Но что? Снова закупать суда за рубежом? Кормить чужих рабочих, объясняя безработицу внутри страны бесконечными кризисами?
Все разговоры о том, что у нас нет квалифицированных кадров и специалистов – тоже обман. Посмотрите на «НИБУЛОН» – там тысячные очереди из квалифицированных судостроителей, которые помотались по миру, но готовы вернуться, чтобы работать на родной земле. А ведь «НИБУЛОН» создал современное судостроительное предприятие на территории убитого «Лимана», на котором не было ничего для современного производства, а теперь мировые морские державы признают их завод как один из лучших в Европе.
У меня было свое видение развития Николаевского судостроительного завода – я хотел, чтобы этот завод принадлежал городу. Часть предприятия можно было выделить под судостроение, часть использовать для создания необходимых городу техники и прочего. Мы тоже могли бы, как одесситы, строить на нем свои трамваи, и не только трамваи, а не платить за них втридорога. Есть и другие возможности для его использования с созданием рабочих мест и реального производства. Но в любом случае мы не имеем права молча смотреть, как на наших глазах уничтожат старейший в Украине судостроительный завод .
Верфь на Ингуле, с которой начинался город Николаев, – место знаковое для николаевцев. В начало начал и все еще надежда на то, что опыт поколений корабелов будет востребован. В этой ситуации совершенно непонятна позиция местной власти, которая самоустранилась и делает вид, что все происходящее с заводом вообще ее не касается.
Городской голова Александр Сенкевич довольствуется тем, что формально госпредприятие – не его зона ответственности. Очень удобная позиция. Но это позиция чужака, которому плевать на переживания тысяч семей, для которых уничтожение первого в Николаеве судостроительного завода не только историческая, но и личная трагедия.
Временщики не видят дальше собственного носа или собственного кармана – у них нет такой потребности. Но такая потребность есть у николаевцев. Если городская власть забыла, хочу напомнить: завод находится на нашей, на городской территории, и нам небезразлично, что с ним будет. И власть обязана считаться с мнением горожан.
Власть – это сигнальная система, которая обязана реагировать на реакцию общества. Горожане делегировали местной власти право представлять ее интересы не только в городе, но и на всех уровнях, в том числе на государственном – в Кабмине, министерствах и ведомствах, в ОП, где угодно. Сегодняшнее бездействие власти в вопросе определения судьбы Николаевского судостроительного завода – это предательство интересов николаевцев.
Требую, чтобы «Укроборонпром» обнародовал и вынес на обсуждение общественности концепцию развития или любого преобразования Николаевского судостроительного завода. Еще раз повторюсь: это не просто госпредприятие, которое можно закрыть за ненадобностью, это верфь, а в Украине почти нет мест для строительства судозавода с нуля. Это наш завод, наша земля. Или отдайте его нам, или сделайте так, чтобы нам, нашим предкам и потомкам не было стыдно.
Владислав Чайка, депутат Николаевского горсовета.
Источник: MK.MK.UA