Новость о двух случаях полиомиелита на юго-западе Украины вызвала тревогу в Детском фонде ООН и во Всемирной организации здравоохранения. Эксперты считают это следствием низкого уровня иммунизации детей: в этом году вакцины от полиомиелита получили лишь 14 процентов украинских детей до года. Не были вакцинированы и малыши из Закарпатья, у которых начался паралич. Одному из них четыре года, а второму – 10 месяцев, сообщает Радио ООН.
Елена Вапничная поговорила с Ольгой Ижик из киевского бюро ВОЗ. Она попросила объяснить происхождение вируса, выявленного у этих детей.
ОИ: Вирус, который обнаружен в Закарпатье – это, по сути, одичавший родственник вируса, который находится в вакцине. Дело в том, что сегодня существуют два вида вакцины от полиомиелита, которые используются в мире и в Украине. Есть инактивированная вакцина, которая содержит убитый (мертвый) вирус. Ее называют еще ИПВ (IPV). Также есть оральная полиомиелитная вакцина, она содержит ослабленный полиомиелитный вирус, который, собственно, не представляет опасности для организма человека. И в случае, если в стране высокий охват иммунизацией, то тогда, в общем-то, это не проблема. Однако, учитывая то, что в Украине очень низкий уровень иммунизации населения, то этот вирус, как бы, себя достаточно свободно чувствует в обществе, циркулирует, и, собственно, он и привел к заболеванию. Это не связано с вакциной. Просто тот вирус, который находился в вакцине, он мутировал.
ЕВ: Вы упомянули об уровне вакцинации, и я смотрю, действительно, сокращения очень радикальные. Если в 2014 году 49 процентов детей были вакцинированы, то в этом году всего лишь 14 процентов. С чем это связано?
ОИ: Это связано с тем, что в Украине, к сожалению, было недостаточно вакцин, и детям не вовремя делали прививки. К счастью, сейчас в Украине есть достаточно вакцины для того, чтобы быстро реагировать на вспышку полиомиелита, мы уже работаем с Министерством здравоохранения, Всемирной организацией здравоохранения, они оказывают поддержку в том, чтобы как можно быстрее начать вакцинацию детей.
ЕВ: А известно, как эти два ребенка – совсем маленькие –заразились, и что там сейчас делается, нужно, наверное, отслеживать их контакты. Как вы с этой ситуацией сейчас справляетесь?
ОИ: Да, действительно, ситуация с этими двумя детьми, у которых обнаружили вирус полиомиелита в Закарпатской области, эти дети жили на расстоянии 45 км. друг от друга и поэтому очевидно, что вирус циркулирует в среде. Мы знаем, что у другого ребенка вирус, который нашли в нем – более мутировавший, чем у первого ребенка, поэтому все это будут отслеживать. Наверное, как Вы знаете, симптомы паралича появляются только в 1-2 случаях из 200. То есть, то, что эти два ребенка заболели и у них появились симптомы, означает, что где-то есть 200 или даже 400 детей, у которых эти симптомы еще не выявлены и мы о них не знаем, но у них уже есть этот вирус и он распространяется среди других детей, среди их знакомых и так далее.
То, что мы нашли этот вирус в Закарпатской области, не означает, что его нет больше нигде. Просто нам повезло на очень ранней стадии определить вспышку полиомиелита в стране и начать реагировать на это как можно раньше.
ЕВ: Вы говорили о нехватке вакцины, Украина сейчас находится в очень сложной экономической ситуации. Существует ли возможность, чтобы ВОЗ как-то помогла мобилизовать доноров, которые могли бы предоставить вакцину?
ОИ: Да, конечно. Вакцина, которая сейчас находится в стране, была закуплена в конце апреля Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), деньги на закупку вакцины предоставила Канада. Это французская вакцина, произведенная фирмой «Санофи». Конечно, и ВОЗ, и ЮНИСЕФ делают все возможное, чтобы мобилизовать ресурсы и обеспечить страну вакциной полностью.