“Перепелки до мая ждать не будут”, – в растерянности повторяла вчера мне Ирина, наша знакомая, которая за последние пять лет стала владелицей успешной малой (во всех смыслах малой) фермы по разведению перепелов. Ведро-другое “лечебных” яиц и сотня тушек диетического мяса каждую неделю стали источником, нет, не фантастического, но вполне приличного дохода ее небольшой семьи. В четверг она еще рассчитывала снизить цену и продать на субботней “Ярмарке на Третьей”, кроме еженедельной порции, и то, что у нее не взяли закрывшиеся пара ресторанов и небольшой кондитерский цех.
Рестораны прикрыл карантин, кондитерка остановила работу, так как сотрудники не могут приехать из пригорода на работу. А ярмарку в субботу закрыли полицейские. Эффект домино одного, отдельно взятого мини-кластера, прошел очередной виток.
В пятницу на видеоконференции “Ведение бизнеса в условиях карантина” (организаторы – Союз кризис-менеджеров Украины, Центр поддержки бизнеса и Коллегия общественных советов г.Николаева) советовали николаевским предпринимателям, попавшим под противоэпидемическую горячую руку, переводить бизнес в онлайн.
При всем уважении к этой, безусловно, актуальной попытке наладить общение между предпринимателями и властью в условиях карантина, совет запоздал.
И наша знакомая Ирина, и ее соседки по ярмарке, сегодня обзванивали и переписывались со всеми постоянными клиентами, контакты которых они имеют. Вот только перепелиную ферму это не спасет: выйти в таких условиях на прежний объем продаж Ирина за месяц не сумеет, а рентабельность ее фермы держится на соблюдении жестких сроков доращивания молодняка. Единственное, что ее утешает, она успела выплатить кредит за инкубатор. Но с потерей доходов она откажется от ремонта того домика, в котором размещалась ферма, а значит, еще пара-тройка семей потеряет запланированные доходы.
Да, я знаю, и мои вчерашние-сегодняшние собеседники тоже в курсе, что пандемия COVID-2019 ударила по экономике всего мира. Вот только Турция, Финляндия, Эстония и другие вливают в свои экономики десятки миллиардов долларов, пытаясь удержать покупательский спрос, дать своему бизнесу кислородную подушку и сохранить рабочие места.
Потому что все понимают: и этот коронавирус, и спровоцированный им обвал экономики, они пройдут, как прошли куда более страшные волны чумы или “испанки”. Тот, кто сохранит свою экономику и национальный бизнес, стартует в новом, куда более жестоком мире первым и – займет там освободившиеся места упавших и опоздавших.
А что у нас? У нас в Украине, в Николаеве?
Еще вчера предприниматели Николаева воспринимали как катастрофу полупаралич общественного транспорта, и искали поддержки мэра в решении проблем доставки сотрудников на работу или консультаций, почему полиция закрыла павильон, в котором продают продукты вместе с другими товарами.
Знаменательно, что уже в пятницу городской голова Александр Сенкевич на эти вопросы отвечал коротко: я на это повлиять не могу, “у полиции разнарядка такая – как можно больше людей оштрафовать”.
Кстати, крупный бизнес уже на первом этапе опережал МСБ, казалось бы, более мобильный и гибкий. Например, “Лакталис-Николаев” сам организовал доставку рабочих собственным транспортом, а “Эпицентр” нашел общий, разумеется, социально-ответственный интерес с МВД; на электростанциях одного из олигархов объявили переход на 10-суточные смены и поставили кровати.
Но напомним, что уже в четверг в Украине остановили работу более полумиллиона малых и средних предприятий. И у всех у них были контрагенты, поставщики, исполнители услуг, покупатели.
Сегодня мы имеем решение Киева о полной остановке общественного транспорта и прогремевшее выступление Арсена Авакова, в котором главный силовик Украины потребовал остановить ВСЕ предприятия, весь бизнес, кроме того, что имеет отношение к критической инфраструктуре.
Я не буду сейчас писать о миллионах украинцев, которые живут от зарплаты до зарплаты. Да, их (может быть) не уволят, а выведут на карантин, но кто им будет платить зарплату? Бизнес?
Один из представителей среднего николаевского бизнеса еще в четверг в спорах на Фейсбуке заявил, что официально предупредил три сотни своих сотрудников о сокращении. Его запасов хватит содержать работников положенные два месяца, дальше – сами.
Рынки, которые приняли львиную долю уволенных в 90-х, теперь никого не спасут – они уже закрыты. Как закрыты и границы, которые взрастили из сотен тысяч челночников бизнесменов первого поколения. Закрытие продовольственных рынков – удар по пригородным хозяйствам и фермерам. Держать два-три месяца пару коров, не имея отдачи от продажи молочки – слишком дорогое удовольствие.
Колоссальная проблема Украины не только в том, что, в отличие от Германии или Италии, у большинства населения страны нет финансовых резервов, которые позволили бы им спокойно сидеть дома пару месяцев. Да и у государства, в отличие от Турции или Нидерландов, не хватит ресурсов продержать этот срок на “искусственной вентиляции” население и бизнес.
Давайте вспомним, что по оценкам большинства вирусологов, действенная и доступная массам вакцина от COVID-2019 ни за два, ни за три месяца не появится.
А это означает, что необходимая иммунная прослойка появится только после того, как коронавирусом переболеет (в легкой или тяжелой форме) 70% населения.
Главная проблема Украины в том, что за эти три месяца экономика страны будет убита, расчленена и изнасилована. Очередность значения не имеет.
В “новый безжалостный мир” национального протекционизма, скинувшего с себя маскировку свободной торговли и открытых границ, мы вступим нищим и, как следствие – очень дешевым ресурсом.
Несмотря на распиаренную поддержку ФОПов, меньше всего, похоже, пострадает самый крупный бизнес. Для него угроза, скорее, в глобальном кризисе и падении экспорта. И эти потери он будет компенсировать за счет городского среднего класса, за счет средних и малых предприятий.
Вот как крупные сети супермаркетов – за счет торговцев продуктовых рынков, или владельцев мелких магазинчиков, поставщиками которых как раз чаще всего и являются малые местные производители-пекарни, кондитерские, колбасные цеха и т.д.
Что-то подсказывает, что и МАУ, пусть и с потерями, но переживет корона-кризис, в отличие от сотен турагентов и туроператоров.
Сегодня и крупный, и малый бизнес спешно собирают свои предложения для киевских и николаевских властей. Беда в том, что большинство из них устареют сразу после введения чрезвычайного положения в стране.
Как показала беседа на видеоконференции, от местной власти предприниматели многого и не ждали: решить вопрос со справками в облэнерго для тех предпринимателей, у которых завис вопрос в сессионном зале на аренду земли, да привести понимание районных администраций карантинных требований к общему знаменателю. Ну еще обеспечить удаленный доступ к чиновникам подразделений, с которыми работает бизнес, да дать послабления по аренде коммунальных помещений. От Александра Сенкевича они в ответ получили актуальный совет: не надейтесь, что общественный транспорт будет работать, меняйте схему бизнеса, кооперируйтесь и советуйтесь с юристами. Вот, даже четыре совета получилось.
Куда большее влияние на местный бизнес уже оказывает местная же полиция. Те самые полицейские, которые будут контролировать пассажиров в автобусе, покупателей в магазине и закрытые двери павильонов торговцев. Случайно стал в субботу свидетелем, как продавщицы цветочного ряда с писком “полицаи!” грохотали опускаемыми жалюзи, и с какими сытыми улыбками пара “санитаров в погонах” зашла в будочку к опоздавшей.
А теперь представим, как в апреле “орлы” господина А. проверяют в морпорту стивидоров, решая, кому уже можно отправлять зерно, а кто еще не стал “критической инфраструктурой”. Или вы считаете, что будет по-другому? Ну давайте на следующей неделе посмотрим, как они будут контролировать спецпропуска на проезд в троллейбусах.
От Кабмина и ВР бизнес ждет гораздо большего, чем от местных властей. Но и доходы государства упадут в разы, под сдвоенным ударом социальных расходов на эпидемию и потерь поступлений из-за кризиса. К тому же пока все заявления и решения центральной власти укладываются в логику: все льготы и послабления действуют до конца карантина.
Беда в том, что из двухмесячного тотального карантина малый и средний бизнес выйдет, как окруженцы из котла: без боеприпасов и все в бинтах. Тем более, что “сам Аваков” сказал: убытки будем считать потом.
Это смешные европейцы и скучные японцы пытаются просчитать вперед, нам ли брать с них пример?
Пока что единственный реальный совет малому и среднему бизнесу дал экс-министр экономики Тимофей Милованов: свои долги старайтесь отдавать попозже, чужие – требуйте сейчас. Бессмертная классика: при любой проблеме выходи в кэш. Это может сохранить благосостояние семьи, на какое-то время. Но никак не экономику города и, тем более, страны.
Андрей Попов