НАК “Нафтогаз Украины” рассматривает возможности подачи новых исков к ПАО “Газпром” в международный арбитраж и антимонопольный орган ЕС, сообщил исполнительный директор НАК Юрий Витренко на своей странице в “Фейсбук“.
По его словам, в настоящее время изучается вопрос возможности переноса точек передачи газа на границу РФ-Украина по текущим контрактам европейских компаний, сложность экспорта газа независимыми газодобывающими компаниями РФ, сложность транзита среднеазиатского газа по территории РФ и полученные НАК убытки от участия Газпрома в долговых обязательствах RosUkrEnergo.
Витренко отметил, что разрешение вопросов переноса точек передачи, разблокирование экспорта газа независимыми газодобывающими компаниями и транзита среднеазиатского газа в перспективе позволят Украине получить дополнительные доходы от транзита, а также снизить цену газа для потребителей страны.
В частности, “Нафтогаз” изучает возможность подачи жалобы в европейский антимонопольный орган с перспективой процесса в суде ЕС о злоупотреблении “Газпромом” своим доминирующим положением, международный арбитраж в Цюрихе на основании шведского права по новому транзитному контракту, а также международный арбитраж в Стокгольме по контракту между НАК и Газпромом о переуступке долговых обязательств RosUkrEnergo.
“Конечно, лучше решать все проблемные вопросы без судебных процессов. Поэтому мы планируем сначала эти вопросы попробовать обсудить с “Газпромом”. Если мы не найдем общего языка, будем обращаться к политическому руководству государства для достижения договоренностей на межгосударственном уровне”, – подчеркнул Витренко.
Топ-менеджер “Нафтогаза” также напомнил об инвестиционном арбитраже против РФ по экспроприированным активам НАК в Крыму. “На этой неделе мы завершаем подготовку к очередной подаче документов в рамках арбитражного процесса против Российской Федерации в отношении активов в Крыму”, – написал он, добавив в комментариях, что решение арбитража может быть вынесено в конце 2020-го или в начале 2021 года.
По его словам, если политическое руководство страны сможет достичь договоренностей об уплате РФ компенсации за крымские активы в объеме около $8 млрд (включая проценты), то компания сможет сэкономить на юристах и премиях.
“Ну а если для этого нужно, как в прошлый раз, сначала выиграть арбитраж, потом апелляцию, арестовать активы за рубежом и вплотную приблизиться к принудительному взысканию, то нужно всем осознать определяющую роль именно “Нафтогаза” в этом процессе”, – отметил Витренко.
“Как уже отмечал выше, по моему убеждению, моя команда является ключевым участником процесса, и определяющим фактором для получения 5 млрд долларов от Газпрома по решению Стокгольмского арбитража стала победа в предыдущем арбитраже, арест активов, успех в апелляции и т.п., а для заключения нового транзитного контакта – наш отказ от хорошо обоснованных исков в новом арбитраже на сумму 12.2 млрд и от жалобы в антимонопольном органе ЕС.
Но если кто-то считает, что россияне заплатили и заключили новый контракт прежде всего из-за договоренностей политического руководства государства, у нас сейчас будет прекрасная возможность это проверить”, – написал Витренко.
И добавил: “Я понимаю, что даже упоминание о проблемных вопросах в отношениях с Россией и Газпромом, не говоря уже о конкретных возможностях решать эти проблемы в пользу Украины, может раздражать тех, кто продвигает идеи «примирения» с Россией ценой фактического отказа от защиты Украины.
Для них только напомню известное высказывание Бенджамина Франклина, одного из отцов-основателей государства Соединенные Штаты Америки, (для тех, кто не интересуется историей, он может быть более известен как человек, который изображен на стодолларовых купюрах): «Те, кто готов отказаться от свободы, чтобы купить немного временной безопасности, не заслуживают ни Свободы, ни Безопасности».
Моя команда также начала работу над изучением возможностей использования нового транзитного контракта для привлечения финансирования инвестиционных проектов. Речь идет о так называемой “секьюритизации”, за счет чего можно соединить миллиарды долларов в инвестиционные проекты, например, в сфере энергоэффективности, что является чрезвычайно актуальной потребностью Украины”, – считает руководитель “Нафтогаза”.
Как сообщалось ранее, 17 октября 2016 года “Нафтогаз” и шесть его дочерних компаний инициировали арбитражное производство против Российской Федерации с требованием возместить убытки. По данным НАК, речь идет об имуществе собственно “Нафтогаза”, ПАО «Чорноморнафтогаз», ОАО «Укртрансгаз», ОАО «Укргазвидобування», ОАО «Укртранснафта», ДК «Газ Украины» и «Ликво».
В августе 2017 года Международный арбитражный суд в Гааге начал рассмотрение арбитражного заявления “Нафтогаза” к РФ по поводу компенсации за активы, утраченные в результате аннексии Крымского полуострова в 2014 году.
Устные слушания по вопросам юрисдикции и ответственности состоялись во Дворце мира в Гааге в мае 2018 года. В марте 2019 года Нафтогаз получил положительное заключение арбитража в Гааге относительно иска против России. Суд признал свою юрисдикцию по делу о потерянных активах.
Читайте: НБУ: Нафтогаз уже продал часть из 2,9 млрд долларов от Газпрома