На канале “Россия 24” вышел полнометражный документальный фильм о Николаеве, снятый известным белорусским документалистом Леонидом Канфером.
Сам Канфер утверждает, что фильм «В нашу гавань заходили корабли» украден еще до официального выхода на его YouTube-канале. Отметим, что российские пропагандисты выпустили его под названием «Город погибших кораблей» .
Резонанс вызвало то, что в фильме использованы интервью николаевцев, известных, как минимум, своей проевропейской ориентацией и не склонных к симпатиям к “русскому миру” или “советскому прошлому”: депутат Николаевского горсовета Светлана Таранова, глава Совета общественного контроля НАБУ Татьяна Локацкая, журналист «UA:Миколаїв» Федор Бондарь, директор Николаевского академического художественного русского драматического театра Артем Свистун, главный конструктор проектов ГП «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» Сергей Кривко и другие. Кроме того, в фильме использовано видео интервью командующего ВМС Украины, адмирала Игоря Воронченко из личного архива Канфера.
В тоже время, по мнению зрителей, город показан разрушающимся и бесперспективным. Значительная часть фильма режиссером посвящена гибели кораблестроения в Николаеве, постоянно есть параллели, что при Советском Союзе было лучше.
Кинорежиссер и лауреат ТЭФИ в номинации «Специальный репортаж» Леонид Канфер, работающий, в частности с телеканалом “Эспрессо”, на своей странице в социальной сети Facebook объяснил этом тем, что некий «инвестор» слил фильм россиянам, которые картину переозвучили. Но, по мнению Канфера, “ничего не исказили”.
— В октябре-ноябре мы начали снимать новый цикл к 30-летию независимости Украины: 30 фильмов — 30 украинских городов — 30 лет жизни в условиях независимости. Даже на такую малобюджетную историю с точки зрения производства каждой серии найти инвестора тоже было непросто. Я хотел поставить эксперимент: разместить фильмы на нейтральной площадке — на своем YouTube канале — с предложением буквально ко всем медиа-менеджерам ставить эти фильмы в свой эфир бесплатно. ЧП случилось с первой же серией про Николаев: инвестор слил «налево» предмастер фильма, и он вышел на одном из российских телеканалов до премьеры в моем ютюбе, которая должна состояться завтра. И все это был мой фильм — с моими кадрами, архивами, монтажом, сценарием, только переозвученный другим человеком. И ведь ничего не исказили. Фильм-очерк о городе, история которого определяет его сегодняшние настроения и предпочтения, его облик, история, которая объясняет их, легко вписался в формат российского ТВ. И это несмотря на то, что мы показывали николаевский Майдан, новых людей в местной власти, борцов с коррупцией, свободно работающий русский драмтеатр без гонений на русский язык — все то, что по идее, не вписывается в привычные рамки того, что мы называем российской пропагандой, – написал Леонид Канфер.
А вот по мнению николаевских журналистов, фильм содержит манипулятивные черты – к примеру, в нем утверждается, что в Николаеве не работают судостроительные заводы. Хотя сейчас работают, пускай и не с той нагрузкой, сразу четыре предприятия этой отрасли: «Николаевский судостроительный завод», «Николаевская верфь СМГ» (ЧСЗ), «Океан» и судостроительный завод при «Нибулоне».
Также автор, говоря о малочисленности украинского флота, “забывает” упомянуть, что большую часть кораблей в 2014 году захватила Россия, захват украинских катеров в Керченском проливе с последующим их разграблением он называет «историей в Керченском проливе».
Інше ТВ обратилось за комментариями к двум участницам этого фильма – главе СОК при НАБУ Татьяна Локацкой и депутату Николаевского горсовета, члену партии “ДемСокира” Светлане Тарановой.
Как рассказала Светлана Таранова журналисту Інше ТВ, с документалистом Леонидом Канфером она встретилась с подачи «киборга», ее коллеги по депутатскому корпусу Сергея Танасова – мол, он снимает фильм о Николаеве, о том, изменилось ли что-то в городе за последние годы.
– Я нашла информацию о том, кто такой Канфер, убедилась, что он реально документалист. Я рассказывала ему о том, что люди ждут каких-то изменений в городе, но выбирают одних и тех же депутатов, которые были и 15, и 20 лет назад. И при этом ждут изменений. Пчелы против меда, получается. Я говорила о том, что очень сложно поменять устоявшуюся систему, когда менять ее приходится, собственно, с теми, кто ее построил. Что я не вижу особых изменений, потому что то, что мне удалось сделать, – это жалкий минимум реформ. Что я надеялась, что сменится состав в горсовете, что мы начнем работать над городом, а вместо этого политика в городе осталась прежней. Просто одна сплошная политика. Не меняя власть, невозможно поменять город. Об этом я говорила. У меня и мысли не было, что это покажут на российском телевидении, – режиссер же живет и работает в Украине, и фильм снимался для украинского зрителя! Если смотреть со стороны “Рашки”, то фильм получился ностальгией за «совком». Хотя в «совок» уже почти никого не тянет. Отсмотреть черновой вариант у меня возможности не было – фильм, в таком виде, партнер режиссера слил россиянам, – сказала Светлана Таранова.
По словам Татьяны Локацкой, с Леонидом Канфером она встретилась по протекции коллег – они рекомендовали его, как человека, который ездит по всей Украине и снимает фильмы обо всех городах.
– Мы встретились, пообщались. Он взял комментарии о дорогах, о коррупции, о тех темах, о которых мы и так каждый день говорим. Леонид намеревался опубликовать фильм в украинском сегменте YouTube, ведь он живет в Украине. В начале января мои знакомые рассказали мне об анонсе фильма на телеканале «Россия». Я была удивлена – я никаких комментариев россиянам не давала, да я не всем украинским каналам комментарии даю! Естественно, сразу же задала вопрос Леониду. И выяснилось, что его фильм еще даже не вышел на YouTube, а его еще сырой, недоработанный, украл то ли инвестор, то ли бизнес-партнер и передал «России 24», которая сама это обработала и опубликовала как свой фильм. То, что россияне так поступили, – это неудивительно, они не первый раз воруют николаевские новости и перекручивают их. У нас тут и «концлагеря» были, и много еще чего. Сейчас поднялся шум, потому что Шарий решил снова сманипулировать – ну, работа у него такая, у него выборы, а мнение Шария – это последнее, что меня волнует в этой стране. Еще раз подчеркну: никаким российским каналам ни я, ни остальные участники фильма не давали комментариев, и фильм готовился для Украины, – сказала Татьяна Локацкая.
Леонид Канфер известный не только своей победой на ТЭФФИ фильмами про Чечню, но и тем, что он был полгода советником Рамзана Кадырова, работал в Афганистане и Южной Осетии, в 2016 снял фильм «По ту сторону Луны» о жизни роты сепаратистов в “ЛНР”. Позже он переехал в Киев и возглавил редакцию спецпроектов телеканала «Эспрессо TV». В январе 2019 года вышел его фильм «Томос для Украины».
Канфер явно раздражен обвинениями в подыгрывании пропагандистам росТВ и на своей странице в Facebook заявляет, что зрителю не нужна объективная информация, а в Украине нет даже запроса (читай – денег – прим.ИншеТВ) на информационные войны.
– Итого: на объективность и отстраненность запроса больше нет. Есть запрос на самоопределение: с кем вы, господа журналисты? Один и тот же фильм выходит на разных площадках, и его оценка зависит не от нейтральности и профессионализма авторов, а от самой медийной площадки, от сложившейся аудитории. Информация, как таковая,не нужна. Есть запрос на толкование информации определенных позиций. … В какой-то момент я решил для себя, ок: если нет запроса на журналистику, я буду заниматься пропагандой, исходя из своей гражданской позиции. Только честно, не называя это журналистикой. Как это? А примерно так же, как действуют российские телеканалы, показывая в России не проблемы России, а Украины. Почему бы Украине не ответить тем же? Знаете что, нет запроса. Есть запрос на болтовню об этом, а на реальную информвойну – нет. Что делать… Я для себя решил, главное — не врать. От меня в этом мире мало что зависит. В том числе, мой продукт всегда будут снова использовать с разных сторон. Это не моя зона ответственности, – написал Леонид Канфер.
Напомним, что николаевцы не впервые сталкиваются с манипуляциями российских пропагандистских СМИ. Так, 30 марта 2014 года в программе “Первого канала” появился сюжет под названием «Управление гневом», в котором была представлена информация об «участии в подготовке боевиков для Майдана», проиллюстрированная фотографиями из студии прямого эфира программы «Телевизионный пресс-клуб» телекомпании ТАК TV.
Генпродюссер канала Глеб Головченко более двух лет пытался привлечь россиян к ответу, но Печерский суд отказал в удовлетворении иска.