На 20-25% дешевле газ из России – это “нормальная цена”, которую Украина имеет возможность получить, если, например, европейский антимонопольный орган сделает так, чтобы российский “Газпром” не злоупотреблял своим доминирующим положением на европейском рынке. Об этом написал исполнительный директор Группы Нафтогаз Юрий Витренко в Facebook, передает УНН.
“Газ из России и так должен быть на 20-25 процентов дешевле, чем газ из Европы, поскольку Газпром при прямых поставках не платит за его транспортировку в Европу. Причем, поскольку газ в Европу идет в частности через Украину, то при прямых поставках в Украину Газпром меньше подает газа для транзита в Европу, соответственно меньше платит за транзит газа Украине. Соответственно, если Газпром меньше платит, то Украина меньше получает”, – написал Витренко.
По его словам, 20-25% – это не скидка, а “нормальная цена”, следствием которой может быть “снижение доходов Украины от транзита”.
“Замечу, что у нас есть возможность иметь такую “нормальную” цену, если, например, европейский антимонопольный орган сделает так, чтобы Газпром не злоупотреблял своим доминирующим положением на европейском рынке. Например, если будет разблокированна возможность для других компаний получать газ на границе России. Также у нас есть возможность иметь такую цену, если Украина наконец реализует свой потенциал увеличения добычи газа как из новых, так и существующих месторождений, при этом будет более эффективно потреблять газ, и тогда Украина будет экспортировать газ, а не импортировать”, – сказал исполнительный директор Группы Нафтогаз.
Поэтому, подчеркивает он, скидку справедливо считать в соответствии с уровня “цена на немецком рынке минус стоимость транспортировки от границы России до Германии”.
Причем, по его словам, скидка в 20-25%, учитывая будущие объемы импорта газа, не сможет реалистично компенсировать отказ от 3 млрд долл., которые должен уплатить Газпром по решению Стокгольмского арбитража.
“Также важно заметить, что контракт имеет смысл только тогда, когда другая сторона выполняет свои контрактные обязательства… Заставлять нас отказаться от получения компенсации за невыполнение Газпромом своих контрактных обязательств в обмен на новый контракт означает освободить Газпром от любых обязательств, как по текущим контрактам, так и по новым контрактам”, – отметил Витренко.
“Что касается “новых” исковых требований, которые мы недавно подали, то, во-первых, это встречные исковые требования (то есть в ответ на иск Газпрома), и во-вторых, Нафтогаз действовал в соответствии с приказом арбитражного трибунала, вынесенного уже давно, по которому Нафтогаз должен подавать такие встречные исковые требования до 1 ноября. То есть, мы не могли не подавать эти встречные исковые требования, и Газпром об этом знал. Опять-таки, наши исковые требования являются обоснованными (я уже достаточно подробно объяснял это) и являются следствием действий самого Газпрома. Стокгольмский арбитраж сейчас рассматривает исковые требования обеих сторон. Но это никак не должно угрожать продлению транзита газа через Украину”, – добавил он.
Исполнительный директор Группы Нафтогаз напомнил, что “Газпрому” предлагается заключать новый контракт на транзит не из Нафтогазом, а с газотранспортным оператором, отделенным от Нафтогаза.
Читайте: «Нафтогаз» добился ареста счетов «Газпрома» в Японии