У города Николаева с водой особые отношения. Ни у кого в Украине таких нет. Поселение, созданное больше двухсот лет назад как судоверфь, какое-то время всю свою жизнь отстраивало от водной поверхности. Чтобы создать надежный корабль, надо познать стихию, во власть которой ты его отдаешь. Думаю, знание о воде – часть генетической памяти многих, кто живет в Николаеве.
Среди прочих там живет Вова Мажора. 17-летний музыкант, который почти половину прожитых им лет пишет песни. Последний год с небольшим – фиксирует их в домашних условиях и показывает другим во ВКонтакте и soundcloud. Многие из тех полутора тысяч человек, кто уже подписался на страницу его музыкального проекта в соцсети, считают Вову гением. Проект называется Wave. Полноформатный дебютный альбом, который вышел в декабре прошлого года, – Water. Кругом вода.
До появления Water был еще первый ЕР под названием Dark Fantasy – в мае 2014-го. В первых числах июля года нынешнего вышел Statue – мини-альбом, который заставляет всерьез задуматься над тем, что пишут восхищенные поклонники Вовы на странице Wave ВКонтакте. Кажется, в этом юноше есть новый культурный код и новый импульс для истории украинской поп-музыки.
И Dark Fantasy, и Water стали довольно прозрачными намеками на то, что рождается исключительный артист. Но в прошлогодних записях Wave было много ученического, он походил на птенца, который уже обрел голос, но еще не до конца понимает, что с этим делать. Работая в домашних условиях, Вова получал на выходе все прелести андеграундного творчества вроде вокальных помарок в записи и кустарного саунда. При этом, транслируя свои треки в сети, он не скрывал искренних порывов и желания достучаться до как можно большего количества людей. Wave – не та музыка, которой уютно в сыром подвале.
Statue – кардинально новый уровень. Новая тонкость и глубина, основательность подхода к звуку и аранжировкам, осознание возможностей своего вокала. Настоящее чудо заключается в том, что этот принципиальный скачок, который многие артисты не могут совершить за всю карьеру, Wave сделал в прежних условиях. Он, как и ранее, пишет все самостоятельно и дома. Его известность не идет дальше упомянутой соцсети (даже в Facebook у проекта нет страницы). В soundcloud, в основном, по 40-50 прослушиваний каждой композиции. У него нет ни одного клипа. При этом талант неумолимо прорастает, превращаясь из зеленой травинки в молодой побег.
Кое-какие внешние перемены все же есть. По словам Вовы, у него появился свой менеджер. Первые два концерта Wave – в ноябре 2014-го в Николаеве и в январе 2015-го в Харькове – похоже, плоды работы этого человека. Над Statue Вова начинал работать именно тогда, когда состоялись те выступления. Любое появление на публике для музыканта бесценно. Не исключено, что парню из Николаева этого хватило, чтобы обрести новые силы. С тех пор концертов у Wavе не было. По крайней мере, заявленных им открыто.
Впрочем, есть ведь еще вдохновение. От которого, как и от тоски, никуда не спрячешься, если уж оно пришло. Wave подпитывается мировым океаном музыки – настолько богато и щедро проявляет себя этот необъятный водный мир в его песнях. Нео-соул, синтипоп, дарквэйв, примеси интеллектуальной электроники, r’n’b – все это в наличии. В нем это разноцветие поп-культуры разворачивается с не меньшим размахом, чем в Hurts, Alt-J или Jungle. Похоже на то, что николаевский мальчик Вова Мажора виртуозно пользуется прямыми поставками из всемирного наследия современной музыки. На стене в ВК он регулярно умиляется по поводу Ланы Дель Рей и особенно страстно любимой им Марины Диамандис из Marina and the Diamonds. «Боже, Марина, я тебя люблю», – пишет Wave прямым текстом, и не вычерпать никакими словами меломанское целомудрие, которым наполнены такие признания.
Появление Wave – хорошая проверка для украинской музыкальной индустрии. Что с такими самородками творится на Западе, давно известно: стоит им высунуть нос из своей спальни, где они бренчат под гитару или фоно, как их берет в оборот лейбл и продюсеры. Не всем после этого восседать на олимпах, но примеров вертикального взлета хоть отбавляй – от Аврил Лавин до Эда Ширана. Несложно представить себе рой претендентов на работу c Wave, живи он в Бирмингеме или Эдинбурге. Вот и посмотрим, как это работает, если цветок решил распуститься в Николаеве. По крайней мере, руководству наших Enjoy Records и Ultra Vague стоит озаботиться. Потому что если они или кто-то еще в Украине этого не сделают, очень скоро за дело могут взяться люди из ЕС или США. Интернет один на всех, Вова отлично знает английский, у него есть менеджер, в конце концов.
Схема «там таких своих хватает» в данном случае не годится. Таких, как Wave, всегда и везде мало. Открытых, свежих, прозрачных родников, не загнанных в прокрустовы ложа. Такая непосредственная и бескорыстная любовь к музыке, которую источает мальчик Вова, обычно в юношестве и начинает скукоживаться, обрастать плесенью. Мало кто доносит эту чистоту голоса до хорошо экипированных студий и больших сцен. Нередко она погибает на самых ближних подходах к вершинам хит-парадов. Поэтому исключительным событием становится всякий эпизод, когда новая искренность XXI века не истлевает, а преподносит себя во всей красе. Тут, к счастью, есть что вспомнить: Адель, Эми Уайнхаус, Джеймс Блейк, Джесси Уэйр, Lorde.
Wave из таких, особенных. В его музыке есть чистота, которая еще только ждет встречи с жизненным опытом. Такие встречи всегда рискованны и чреваты – либо вызреванием нового качества, либо творческим спуском в низины. Но текущий момент таков: на фоне первозданности облика Wave даже Иван Дорн выглядит заматеревшим мужчиной крепкого среднего возраста.
Все это было бы лишь историей из области шоу-бизнеса, если бы в феномене юноши из Николаева не просматривался профиль судьбы целого поколения и, в конечном счете, больших украинских надежд. Вова Мажора – это человек, который родился в конце прошлого века. Он английский язык чувствует не хуже родного. Он не глотал удушливой пыли совка. Не наблюдал своими глазами пустынного безвременья 1990-х. Не воспитан на принципах периода первоначального накопления капитала. Не искалечен талант-шоу и системой образования, хотя имеет за плечами музыкальную школу, оконченную с отличием. Не ведется на призывы конъюнктуры, как это делают многие одаренные музыканты в 25-30 лет. В его фигуре символически спрессовалась та молодая, честная, наполненная творческими соками всей планеты Земля Украина, которая на данный момент еще мало что решает в нашей стране. Которую легко унизить, деформировать, испепелить. И от выживания которой будет зависеть то, раскинется ли в ближайшем будущем по обе стороны от Днепра ужас постапокалипсиса или прекрасный сад с молодыми крепкими плодами.
От «Інше ТВ»: рассказ был бы неполным без возможности послушать то, что пишет Вова Мажора. Это можно сделать здесь. И это действительно необычно.