Как мы уже сообщали, в селе Терновка Вольнянского района Запорожской области николаевская компания «НИБУЛОН» заканчивает строительство мощного речного перегрузочного терминала, который даст возможность перевозить 300-400 тыс. тонн зерна из этого региона в крупные порты с помощью речного транспорта и освободить таким образом автодороги юга Украины более 16 тыс. грузовиков с зерном в сезон.
Терминал расположен практически на границе Запорожской и Днепропетровской областей, поэтому интерес к нему местных аграриев огромный. На днях на терминале состоялось предпоследнее рабочее совещание строителей, к 1 июля терминал будет запущен в работу в автоматизированном круглосуточном режиме, и местные фермеры, зная, что на объекте будет генеральный директор «НИБУЛОНа» Алексей Вадатурский, воспользовались возможностью и попросили его о встрече.
Встреча получилась теплой и даже дружеской, по задаваемым вопросам было видно, что днепропетровские и запорожские аграрии не только следят за успехами «НИБУЛОНа», но и отслеживают публичные выступления его генерального директора Алексея Вадатурского, хорошо известного в Украине своей государственнической и патриотичной позицией.
Поэтому разговор получился многогранным – и о проблемах АПК, фермерства, рынка земли, налогообложения, избирательно-протекционистской политики государства в этой сфере и всего, что тормозит раскрытие потенциала украинского сельского хозяйства.
От вопросов мелких и конкретных переходили к глобальным и обобщающим, и Алексей Вадатурский был с коллегами по отрасли предельно откровенен.
В частности, фермеров интересовало, почему в развитых странах работает система дотации на гектар земли, а в Украине в сельском хозяйстве совсем другой принцип дотирования – адресный и, по мнению большинства сельхозтоваропроизводителей, несправедливый. Потому что государственные деньги достаются крупным компаниям, которые и без них неплохо себя чувствуют, а до мелких хозяйств финансовая помощь государства не доходит.
Генеральный директор «НИБУЛОНа» солидарен с фермерами:
– Наше предприятие не входит в список тех, кто получает какие-либо дотации или льготы. Наша компания работает на общих формах налогообложения, как и каждый из вас. Мы за прошлый год заплатили 660 млн. грн. налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Я работаю 28 лет, и мы ни разу не получали льготы, потому что у нас нет лобби там. И я очень недоволен тем, что миллиардные льготы выдаются определенным компаниям, которые могут себе позволить покупку самолетов, яхт, вилл и так далее.
Алексей Вадатурский сказал, что считает такой подход деструктивным и открыто заявляет о своей позиции. Но этого мало, нужно, чтобы голос аграриев звучал громче, и за свои права нужно бороться сообща.
Фермеров юга Украины также интересовали перспективы развития речного водного транспорта в стране, потому что они уже ощутили на себе удобство и выгоду от работы речных перегрузочных комплексов на Днепре и хотят, чтобы их было больше. Но генеральный директор «НИБУЛОНа» объяснил, что крупные игроки портового бизнеса как раз не заинтересованы в этом. И это причина борьбы и противостояния в парламенте и министерстве инфраструктуры вокруг законов о внутреннем водном транспорте.
– Я вам скажу так: нашей компании не нужны льготы, нашей компании нужны равные условия для того, чтобы могли работать с другими субъектами. Мы строим флот на своем судостроительном заводе, я плачу все налоги, я плачу за все импортное оборудование, плачу налог на прибыль на судостроительном заводе. И что дальше? Я построил суда, и наши суда заправляются топливом с акцизным сбором – 140 евро за одну тонну дизтоплива. Я с вами в равных условиях – плачу акциз за дизтопливо, которым заправляются наши буксиры, и это я плачу на ремонт дорог! Дурость – это я плачу за то, что «бодаюсь» на Днепре! Акцизный сбор на топливо, плачу за разведение мостов на Днепре, плачу за прохождение шлюзов и плачу рентную плату за то, что судно, которое я же построил, спустил на воду.
А иностранное судно, которое заходит к нам под любым офшорным флагом, топливо покупает в офшорах и акцизный сбор здесь не платит. У него 10 тыс. грн. на тонне топлива, и он на пути из Николаева до Кременчуга и обратно выигрывает у нас 4 доллара на каждой тонне перевозимых грузов. Если бы с нас сняли акцизный сбор, у вас автоматически появилась бы возможность получить лучшую цену за зерно. Поэтому вы должны поддерживать такие компании, как наша, потому что мы с вами в одной упряжке.
Но почему они не хотят этого делать? Во-первых, из-за конкуренции, потому что они видят в нас конкурентов портов Большой Одессы. Потому что мы снимаем зерно по Днепру и Южному Бугу, а они в Одессе понастроили предприятий, но туда ни по железной дороге зерно не завезти, ни автотранспортом по дорогам. И чтобы мы не снимали зерно здесь, чтобы нас затормозить, нас нагружают акцизным сбором и т.д.
Они хотят дать возможность заходить сюда иностранным судам, которые будут без очистных сооружений сливать фекалии в Днепр, не платить акцизный сбор, а заправляться в офшорах, не платить налоги в Украине. Да, я с ними борюсь в этом плане, находясь в такой ситуации. Я борюсь за нормальные, справедливые отношения. Мы взяли на себя обязательства восстановить Днепр и эту инфраструктуру, и мы хотим, чтобы таких компаний, как мы, было бы хотя бы несколько, тогда бы Украина однозначно выиграла. А все делается для того, чтобы идею похоронить. Одесское лобби, которое в морехозяйственном комплексе лоббирует, чтобы Днепра не было – чтобы он чистился, шлюзы не ремонтировались. Они постоянно реформы проводят в морехозяйственном комплексе, но все это делается в угоду портам Большой Одессы. А Николаев и Херсон по судозаходам самые дорогие порты в мире. Для того, чтобы в Николаев зашел Панамакс, нужно заплатить 250 тыс. долларов. Только для того, чтобы судно прошло в порт Николаев. И все портовые сборы идут на дноуглубление портов Большой Одессы. Так что я работаю в таких же несправедливых условиях. Можно только бороться. Вместе с вами, – резюмировал Алексей Вадатурский.
Фермеры на встрече с руководителем «НИБУЛОНа» тоже говорили о том, что аграрный сектор в Украине не слышат, а воспринимают только как дойную корову. Они говорили о том, что их ассоциации не раз проводили акции протеста под парламентом – и за рынок земли, против рейдерства, за отмены НДС и т.д., но их мнение парламентариям не интересно.
Алексей Вадатурский разделяет обеспокоенность аграриев, потому что ему очень хорошо известно, что и как происходит в аграрном секторе страны, потому что «НИБУЛОН» работает в 12 областях Украины.
Конечно, говорили и о политике, о результатах президентских выборов. Но оптимизма аграрии не испытывают, потому что в результате многолетнего бега по кругу, разбитых надежд и невыполненных обещаний разными президентами, премьерами и депутатами слишком велико разочарование политиками. А фермеры хотят, чтобы страной руководили те, кто действительно хочет справедливости и процветания стране, демократических преобразований, направленных на развитие экономики Украины.